Детский сад № 42

Горячевская Елена Викторовна

Горячевская Елена Викторовна

Консультация  для родителей «Фольклор в познавательном и речевом развитии детей дошкольного возраста».

Первое знакомство ребёнка с искусством слова начинается с фольклорных произведений, как правило, в начале жизни, ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию. Это колыбельные песни, успокаивающие ребёнка, усыпляющие его. Это и поэзия пестования, уход за ребёнком,  поэзия  ласковых  прикосновений  к  нему.  Пестушки  всегда удовлетворяли потребности ребёнка в тактильных движениях –все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди –это язык эмоционального общения. Овладение детей русским  языком  средствами  малых  форм  фольклора  является  одним  из важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте, так как народный фольклор на сегодняшний день имеет особую значимость. Фольклор -это народная мудрость, поэзия и культура народов. Так повелось, что ещё совсем маленькому грудному ребёнку мама напевает колыбельную, рассказывает прибаутки, потешки, считалочки и сказки. Что же относится к малым формам фольклора?

Пестушки -песенки, которыми сопровождается уход за ребёнком.

Потешки –это игры взрослого с ребёнком (с его пальчиками, ручками). Заклички –обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге).

Считалки –коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки –незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки –весёлые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны по внешности ребёнка, в особенности его поведения.

На  третьем  году  жизни  речь  ребёнка  становится  основным  средством общения и с взрослыми и с детьми. Значительно возрастает понимание речи окружающих. В этом возрасте с ребёнком разговаривают не только о том, что он видит, воспринимает в данный момент, но и о том, что было в его опыте прежде, и о том, что будет. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям.  Звучность,  ритмичность,  напевность,  занимательность  потешек привлекает  детей,  вызывает  желание  повторить,  запомнить,  что  в  свою очередь, способствует развитию разговорной речи. Используя в своей речи поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли, чувства, интонационно -окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать  слово,  умение образно  описать  предмет,  дать  ему  яркую характеристику. Задача родителей при использовании  фольклора -прививать навыки и умения  речи,  опираясь  на  склонность  к  подражанию,  быстрому запоминанию,  воспитывать  у  детей  самостоятельность,  умение  активно применять  эти  знания  и  формировать  критическое  мышление  и целенаправленность.

При обучении необходимо опираться на следующие  принципы работы:

тщательный,  обусловленный  возрастными  возможностями  детей,  подбор материала;

активное использование фольклора  в повседневной деятельности. Для  совершенствования  дикции  можно  использовать  специальные упражнения -заучивание  скороговорок,  чистоговорок,  потешек.

Эти упражнения развивают фонематический слух, формируют грамматический строй речи, развивают звуковую культуру речи, чувство ритма и рифмы. Но самое главное -использовать материал ненавязчиво и увлекательно, например -имитируя действия, о которых идет речь. При  заучивании  скороговорки  сначала  нужно  произнести  её  в замедленном  темпе,  отчетливо  выделяя  звуки,  стараясь  научить  сначала медленно, но четко, произнося с разной интонацией и силой голоса. Через пословицы  и  поговорки  дошкольники  учатся  лаконично  выражать  свои мысли, развивать мастерство слова, использовать пословицы и поговорки в своей речи, понимать их смысл, иносказательную особенность и красоту фразы. А для этого необходимо знать и понимать пословицы и поговорки, ведь в них народная мудрость.  интересной формой фольклора является загадка, через неё дети учатся видеть признаки предметов, данных в особой предельно сжатой, образной форме.

Цель разгадывания загадок -умение самостоятельно делать выводы,  умозаключения,  четко  выделять  характерные,  выразительные признаки предметов, явлений, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивать у детей поэтический взгляд на действительность. Через загадку дети узнают о предметах, уже знакомых им, много новых для них признаков,  о  том,  как  можно  ещё  сказать  о  предмете.  Сам  процесс разгадывания  загадок  учит  детей  рассуждать,  сравнивать,  находить поэтические  описания,  доказывать  своё  мнение.  Таким  образом,  анализ загадки предполагает не только лучше понимать и быстро отгадывать, но и приучает внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запомнить и употреблять их в речи, создавая яркий точный образ. Познание окружающего мира, правил жизни, в большей степени, дается в сказках. Сказка -это своего рода нравственный кодекс, пример истинного поведения человека.  Цель сказки заключена в словах : « в сказке -ложь, да в ней намек -добрым  молодцам  урок» -урок  быть  добрым,  не  сдающимся,  смелым, находчивым, трудолюбивым. Через сказку ребята получают понятие о зле, добре, лжи, хитрости, узнают о том, что если стараться и верить, то добро обязательно победит зло, и всё закончится хорошо. Сказка  помогает  детям  в  развитии  связной  речи,  формируется способность  пересказывать  сказку,  составлять  рассказ  о  предмете, почувствовать себя героем этой сказки. Так, например, -в сказке «Теремок» дети  младшего  возраста  отмечают  героев  плохими,  хорошими.

Дети старшего дошкольного возраста в сказке «Зимовье» оценивают дружную работу животных. Так через сказку дошкольники узнают о быте, о традициях народов. О традициях  дают  нам  понятие  и  народные  песенки,  частушки,  пестушки, колыбельные, заклички, колыбельные.

Например,  колыбельные,  которые  поются  мамой,  бабушкой, ассоциируются с теплотой и уютом дома, своей кроватки, с нежностью и любовью мамы, бабушки. Через колыбельные дети узнают, что кроватка в разные  времена  называлась  «люлька,  зыбка».  Дети  вспоминают  свою кроватку, рассказывают о ней. Дошкольники узнают, что в этих кроватках не просто качали малышей, но и напевали им песни. Колыбельная  содержит  в  себе  возможность  формирования фонематического восприятия, напевание, выделение голосом гласных звуков, позволяет детям освоить лексическую сторону речи.

Пестушки,  песенки,  потешки –нужны  для  того,  чтобы  потешить, развеселить,  задобрить.  Они  отличаются  особой  добротой,  произносятся нежно, ласково. Мамы забавляют детей песенками, потешками, чтобы им было интересно играть, умываться, засыпать, есть. Ценность  потешек  определяется  несколькими  факторами:  их  можно соединять с движениями, они имеют определённый ритм и эмоциональность, и в игровой форме учат детей познавать жизнь. Большое значение имеют потешки  для  воспитания  у  детей  раннего  возраста  дружелюбия,  умения сопереживать. Совокупность всех выше перечисленных факторов позволяет ребёнку проникнуться сутью потешки и научиться эмоционально выражать свои эмоции: грусть, радость, нежность, тревога. Одна из движущих сил развития ребёнка –сила примера. Потешки стимулируют детей подражать, закладывают  основы  правильного  поведения.  Для  более  эффективного восприятия потешек детьми, следует их читать ласковым, выразительным голосом,  сопровождая  слова  соответствующими  движениями  и  мимикой. Важно помнить, что использование потешек будет результативным только при  готовности  ребёнка  воспринимать  их,  при  отсутствии  признаков утомления.

Потешки приходят на помощь и в режимных моментах, когда нужно умыться, вымыть руки, причесаться. Пестушки, песенки -это игры с пальцами, ручками, ножками, поэтому  развивается не только речь, но и мелкая моторика .Заклички, приговорки -дают возможность узнать о явлениях природы, через  заклички,  приговорки  народ  обращался  и  к  явлениям  природы: «Дождик лей, лей, лей». Народные  песенки,  частушки,  пестушки,  заклички  представляют речевой  материал при  обучении  и  формировании  грамматического строя речи,  обучая  детей  образовывать  однокоренные  слова,  способствуя формированию словесного творчества детей.

Использование малых форм народного фольклора при воспитании и обучении детей повышает интерес к устному народному творчеству. Фольклор  является  прекрасным    средством  для  передачи  народной мудрости при  воспитании детей на начальном этапе их развития. Регулярное использование малых фольклорных форм в повседневной жизни ребёнка,  взаимосвязь  родителей  с  дошкольным  учреждением,  позволит заложить качественный фундамент психофизиологического развития детей и подготовить их к самостоятельной и успешной жизни! Малый  фольклор  играет  важную  роль  в  воспитании  детей.  Деление  его на  жанры  позволяет  в  определенном  возрасте  ребёнка  обогащать  его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе. Малый фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное  развитие,  на  его  фантазию. Таким  образом,  малый  фольклор является уникальным  средством  для передачи народной  мудрости  и воспитании детей на начальном этапе их развития.

 

 

Консультация для родителей «Фольклор в познавательном и речевом развитии детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей «Положи твоё сердце у чтения»

Чем занять ребенка весной на улице.

Консультация для родителей Осторожно, гололёд!

Консультация для родителей Как сформировать правильную речь у ребенка

Консультация Родительский авторитет из чего он складывается

Консультация для родителей на тему вы ребенок транспорт

Консультация для родителей «Чем интересно увлечь ребенка дома»

Консультация «О летнем отдыхе детей»

Консультация для родителей по правилам дорожного движения

«ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ»

рекомендации для родителей «Как вырастить настоящего мужчину?».

Консультация для родителей «Зимние травмы у детей»

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Консультации для родителей «Как провести выходной день с детьми»

Воспитание сказкой

Консультация для родителей «Эмоционально-волевая сфера детей» ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА ДЕТЕЙ

Почему дети разные

 

«Какие игрушки необходимы детям»

Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные куклы и машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный по наследству мамой, малюсенький пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из тюля ит.д. Выбор игрушек для ребёнка — очень важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо. Этот выбор внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и выбор взрослыми друзей и любимых.

У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.

Трудно представить, что подобное отношение ребёнок может испытать к роботу — трансформеру, игрушке «Денди», взмывающему ввысь самолёту, ревущей машине.

В «подружки» маленькие мальчики и девочки скорее выберут Барби, Мишку, котёнка, зайчонка, то есть существо, очень на человека, близкое ему и понятное. Поэтому, узнав о заветной мечте ребёнка иметь ту или иную игрушку, подумайте сначала, нужна ли она ему.

Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.

Игрушки из реальной жизни.

Кукольное семейство (может быть и семья зверюшек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т.д.

Игрушки, помогающие «выплеснуть» агрессию.

Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания и т.д.

Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения. Кубики, матрёшки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т.д.

При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!

Игрушки, какими их представляют себе взрослые, с точки зрения ребёнка никуда не годятся. Великолепные автоматические и полуавтоматические полностью собранные игрушки не могут удовлетворить творческие и эмоциональные потребности ребёнка. Ребёнку нужны такие игрушки, на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные необходимые свойства характера. Для этого автоматические игрушки совершенно не пригодны.

Игрушки для самых маленьких прежде всего должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки. И пока основная его потребность — чувствовать тепло, первые игрушки малышей должны быть мягкими и тёплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению малыша всё познать через осязание. Самые лучшие игрушки для маленьких — это те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов — пластмассы, резины, хорошо мыться, быть лёгкими, не иметь удлиненной плоской формы, чтобы, засовывая их в рот, ребёнок не мог подавиться. Окраска игрушек должна быть яркой. Хорошо, если они будут звучащими.

Для годовалого малыша интересны и полезны будут пластмассовые пирамидки из 3-4 составляющих колец разного цвета, мисочки разных размеров, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные кубики. Манипуляция с этими игрушками не только развивает интеллект ребёнка, но и доставляет удовольствие и радость, когда у малыша что-то получается так же, как у взрослого.