Детский сад № 42

Гутковская Виктория Анатольевна

ВикаКонсультация для родителей

Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников

Трудовая деятельность дошкольников своеобразна:
1. Труд ребенка тесно связан с игрой. Выполняя трудовую задачу, малыши часто переключаются на игру. Более старшие дети в ходе работы также нередко используют игру. Иногда во время игры у детей возникает потребность в каком-либо предмете. Тогда, чтобы игра стала более интересной, ребята изготавливают его сами. В играх дошкольники любят отражать труд взрослых и их взаимоотношения.
2. Трудовая деятельность детей постоянно развивается. Становление каждого из ее составных компонентов (навыки, постановка цели, мотивация, планирование работы, достижение результата и его оценка) имеет свои особенности.
Формирование трудовых навыков также зависит от возраста. В раннем возрасте у ребенка складываются лишь предпосылки к овладению орудийными операциями. Овладение простейшими орудиями труда происходит в младшем дошкольном возрасте.
Постановка цели отражает специфику дошкольного возраста. Дети младшего возраста еще не умеют ставить цель в труде. Эта способность у малышей развивается постепенно в процессе самообслуживания. Вначале цель ставит педагог. Старшие дошкольники сами ставят цель, выполняя повседневные обязанности, однако делают это только в привычных ситуациях. При изменении условий им следует подсказать, что надо делать. Способность детей самостоятельно ставить цель наиболее успешно развивается в тех видах труда, где в итоге получается материальный результат.
Цель работы педагогов по формированию у детей самостоятельных навыков в труде – это проявление ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результату.
Для организации работы выделили условия и средства:
• индивидуальный подход к ребенку;
• трудовые традиции региона;
• реализация проектов;
• художественные средства, природа;
• собственная деятельность детей;
• положительный пример трудовой деятельности
Ни один ребенок не будет трудиться, если он не умеет выполнять эти действия. Поэтому на первый план поставили обучение детей трудовым навыкам, которые четко определены в программе. Наш детский сад работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой. В данной программе и в обновленном варианте программы «От рождения до школы» в разделе «трудовое воспитание» определены задачи и направления работы по формированию у детей трудовых навыков в разных видах труда.
Работая по данным направлениям, подключаем и региональные условия. Хакасия издавна славилась своими трудовыми традициями, рабочими профессиями. В Хакасии проживал разнообразный народ, кто-то вел кочевой образ жизни, кто-то оседлый, и соответственно, труд был связан с образом жизни. Знакомя детей с традиционными промыслами и ремеслами, мы формируем такие понятия, как трудолюбие, уважение к людям труда, желание трудиться на благо детского сада, своей семьи, а в конечном итоге и на благо Родины. Рассказывая детям о трудолюбии, можно использовать следующие приемы: 
• рассказ о промыслах;
• объяснение детям, что такие поделки можно получить, если приложить трудолюбие и мастерство;
• изготовление вместе с детьми поделок;
• приучение детей выполнять даже самые простые поручения до конца: убрать игрушку, вытереть пыль;
• пример, работаем вместе с детьми;
• обращение внимания во время прогулок на то, как работают окружающие люди;
• чтение детям произведений о людях труда.
Формированию у детей самостоятельных навыков в труде способствует создание условий для трудовой деятельности. Для этого в группах должны быть оформлены уголки трудовой деятельности.
Материал должен быть красочным, ярким, безопасным, привлекательным для детей.
Для стимулирования трудовой деятельности можно использовать методы:
1.Стимулирование интереса к процессу труда:
• создание ситуации интереса;
• познавательные игры;
• обучающие дискуссии.
2.Стимулирование ответственности и обязанностей:
• разъяснение цели труда;
• требования к организации трудовой деятельности;
• поощрение и наказание в труде.
Для стимулирования интереса к деятельности можно использовать:
• Личный пример педагога и родителей. Можно пригласить родителей в детский сад и вместе с ними убрать участок, смастерить поделку, организовать беседу, где родители могут рассказать где и как они трудятся. Дети старшего возраста могут составить рассказы о труде своих родителей.
• Схемы и алгоритмы трудовой деятельности: по работе дежурных, по уходу за растениями, по одеванию, умывания и т.д. Алгоритмы позволяют детям использовать их и в качестве обучающих моделей (младший дошкольный возраст), и в качестве средства контроля за своей деятельностью (старший дошкольный возраст).
• Игровые ситуации: дети помогают кукле Кате одеваться на прогулку, умывают грязных и непослушных котят.
• Социальные мотивы: помочь младшему воспитателю навести порядок в группе, помочь малышам одеться, заклеить малышам порванные книги.
• Проблемные ситуации: беспорядок в игровом шкафу – что делать? У куклы Кати испачкалась одежда – как поступить?
• Чтение литературных произведений, где показана важность и ценность трудовой деятельности.
В детском саду дети видят, как трудятся окружающие их взрослые (педагоги и их родители), понимают, что именно труд приносит реальный результат, понимают, что самый важный компонент трудовой деятельности – получение определенного продукта. В трудовой деятельности идет пробуждение и развитие творческих, интеллектуальных, художественных, нравственно-волевых сил воспитанников, их стремление к самореализации, взаимодействию.

Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников

детям о великой отечественной войне

леворукий ребенок

Осторожно гололёд

Консультации для родителей «Почему дети разные?»

Консультация для родителей «Зимние игры»

«Играем в сказку» Консультация

 

Консультация для родителей тема: «Советы решения детских конфликтов, обучение игровым способам»

Консультации для родителей «Кризис трех лет»

Как познакомить дошкольников с праздниками

Как победить застенчивость

Консультация для родителей «Закаливание детей в домашних условиях»

Консультация «Безопасность детей в новогодние праздники»

Консультация «Детские капризы»

«Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»

 Консультация «Агрессивный ребенок»