Детский сад № 42

История профсоюза

История Профсоюза.

      В 2005 году исполнилось 100 лет организованному профсоюзному движению в образовании России и 15 лет Профсоюзу работников народного образования и науки Российской Федерации.

В настоящее время Профсоюз объединяет 5,3 миллионов членов Профсоюза, в его структуре 78 республиканских, краевых и областных организаций Профсоюза, 2482 окружных, городских, районных и 93982 первичных профсоюзных организаций. Более миллиона профсоюзных активистов осуществляют выборную профсоюзную деятельность.

Объединительные процессы в учительской среде зародились еще в конце XIX столетия и начальной формой объединения работников образования стали съезды народных учителей. Первый съезд народных учителей был проведен еще в 1895 году и способствовал повышению профессионального уровня педагогического персонала и отчасти являлся формой участия учительства в обсуждении вопросов школьного строительства. В 1903-1904 годах демократически настроенные учителя видели способ устранения невыгодных условий своего труда в объединении и борьбе с самодержавием. В эти годы был создан «Союз народных учителей», объединивший демократически настроенных работников, по преимуществу из учительской среды.

В 1905-1907 годах, на волне активного объединения рабочих и служащих различных отраслей народного хозяйства России в профессиональные организации, резко возросло демократическое движение и среди работников образования. В 1905 году, в так называемые «дни свобод», когда появилась возможность легальной работы, возник целый ряд демократических общественных организаций, ставших новым этапом объединения педагогов России. Так 12 марта 1905 года в Санкт — Петербурге 256 учителей и других деятелей народного образования провели собрание для основания «Союза народных учителей и других деятелей по народному образованию».

С 11 по 13 апреля 1905 года в Москве собрались представители 30 губерний России на Съезд педагогов и деятелей по народному образованию, который обсудил принципы объединения разрозненного учительского демократического движения в России, проект программы и Устава создаваемого Союза. Большинство участников съезда, в основном сельские учителя, высказались за то, чтобы союз был не только профессиональной, но и политической организацией. Съезд избрал Бюро Московского Союза, которому поручил совместно с Бюро Петербургского учительского Союза подготовить делегатский Съезд по организации Всероссийского Союза учителей и деятелей народного образования.

В результате подготовительной работы с 7 июня по 10 июня 1905 года в Финляндии состоялся Учредительный Съезд Всероссийского Союза учителей и деятелей по народному образованию. На этом Съезде 9 июня 1905 года было провозглашено создание Всероссийского Союза учителей и деятелей по народному образованию, избрано Центральное Бюро Союза, утвержден Устав, в котором были заложены идеи организационного строения Союза, которые в той или иной степени нашли отражение в современных профсоюзных структурах.

Наличие политических целей в программных документах профессионального движения того времени является характерной чертой и особенностью процесса становления и развития профсоюзного движения в России в начале XX века.

С 26 по 29 декабря 1905 года в Санкт — Петербурге состоялся 2 делегатский Съезд Союза, который высказался за полную внутреннюю реорганизацию существующих учительских обществ взаимопомощи и объединения их во Всероссийскую организацию на началах материальной взаимопомощи и правовой защиты учителей.

7 июня 1906 года в Финляндии состоялся 3 делегатский Съезд Союза, который в основном отказался от политической платформы и всецело сосредоточился на проблемах защиты социально-экономических и иных прав учителей.

С 18 по 24 июня 1907 года состоялся 4 делегатский Съезд Всероссийского Союза учителей, который признал Союз профессиональной организацией и постановил полностью исключить из Устава политическую платформу, как затрудняющую объединение учительства. Съезд принял 10 постановлений «О непосредственных задачах профессиональной борьбы». Этот съезд стал последним съездом Всероссийского союза учителей и деятелей по народному образованию.

После роспуска 2-й Государственной Думы деятельность Всероссийского союза учителей, как и многих массовых организаций в России ослабла, практически прекратилась.

Только в апреле 1917 года деятельность учительского Союза удалось возобновить в полной мере. На очередном августовском Съезде Союз принял название Всероссийского учительского Союза (ВУС).

С учетом сложившейся политической ситуации в стране Всероссийский учительский Союз вновь включил в программу своих действий ряд политических требований.

После роспуска в 1917 году Учредительного собрания политическая деятельность Всероссийского учительского Союза была направлена против Советов, а потому в учительском движении произошел раскол по политическим мотивам. Власти оказали содействие революционным элементам учительства в выходе их из состава Союза и создании Союза учителей-интернационалистов, который объединил учителей, открыто перешедших на сторону Советской власти.

Союз учителей-интернационалистов по предложению В.И. Ленина высказался в пользу скорейшего создания Всероссийского профессионального Союза работников просвещения и социалистической культуры. Создание Всероссийского Союза работников просвещения и социалистической культуры было организационно оформлено 29 июля 1919 года. С этой даты начинается советский период истории профсоюзного движения работников образования России.

В марте 1958 года на I-й Республиканской (РСФСР) конференции профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений СССР профсоюз работников просвещения РСФСР был преобразован в республиканскую организацию профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений СССР. Республиканская организация профсоюза просуществовала вплоть до сентября 1990 года, когда крупные политические и социально-экономические преобразования в СССР привели к его распаду и реформированию профсоюзного движения в России.

На состоявшемся 26 — 27 сентября 1990 года Всероссийском Учредительном Съезде было провозглашено создание Профессионального союза работников народного образования и науки РСФСР, принят Устав Профсоюза, избраны руководящие органы. Первым Председателем Профсоюза работников народного образования и науки РСФСР был избран Яковлев В.М., который проработал в этой должности до августа 2003 года. Яковлев В.М. внес неоценимый вклад в создание, становление и развитие Профсоюза, борьбу за социально-экономические права членов Профсоюза в самые трудные годы новейшей российской истории. Отмечая выдающиеся заслуги Яковлева В.М. перед Профсоюзом IV (внеочередной) Съезд Профсоюза учредил ежегодную премию имени В.М. Яковлева для награждения профсоюзного актива.

На V Съезде Профсоюза, состоявшемся 5 апреля 2005 года, Председателем Профсоюза избрана МЕРКУЛОВА Г.И.

Меркулова Галина Ивановна работает в Профсоюзе с 1986 года.

В образовании прошла путь от учителя до заведующего Ждановским районным отделом образования г. Москвы.

С 1990 года заместитель Председателя Профсоюза. Член Генерального Совета ФНПР.

В 1996 году избрана Членом Европейского комитета Интернационала образования,

а в 2003 году вице — президентом Пан-Европейской структуры Интернационала образования.

Имеет государственные награды, звание «Заслуженный учитель РФ», знак «Отличник народного просвещения».