Детский сад № 42

Коровкина Маргарита Ивановна

20140107_130924_0Воспитатель высшей квалификационной категории

Высшее педагогическое образование

Стаж работы 50 лет

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ОСОБЕННОСТИ ЖАНРОВ ЖИВОПИСИ

 

Пейзаж — жанр изобразительного искусства, посвященный воспроизведению естественной или измененной человеком природы. Пейзаж бывает архитектурный, городской, парковый, индустриальный, морской. В работе с детьми чаще используется природный пейзаж.

Пейзаж — это не случайно выбранный художником уголок природы или города. Его выбор обусловлен состоянием погоды, освещенностью, временем суток, настроением художника. Художник не фотографирует, а обобщает и творит образы природы. Пейзаж не только выражает настроение, но и несет в себе определенную идею.

Некоторые особенности композиции этого жанра. Прежде всего на пейзажном полотне отражается пространственная протяженность и глубина. Особое место занимает первый план, помогающий раскрыть идею произведения, замысел художника. Важной особенностью пейзажной живописи является соотношение размеров земли и йеба на полотне, а также их цветовое отношение, которое создает гармонию колорита. При низком горизонте пейзаж кажется величественным, а при высоком создается ощущение простора.

В композиции пейзажа все художественные образы находятся в равновесии, в ритмическом чередовании цвета и света. Таковы основные особенности использования художником выразительных средств живописи.

Пейзаж ярче других жанров живописи выражает различные оттенки и нюансы чувств, эмоций художника, его отношение к окружающей природе. Пейзажные произведения созвучны с музыкой, поэзией. К каждому пейзажу можно подобрать музыкальное произведение. Так, настроению картины «Голубая весна». В. Н. Бакшеева созвучна мелодия П. И. Чайковского «Весна» или Н. А. Римского-Корсакова «Песни и пляски птиц» из оперы «Снегурочка», а при рассматривании картины А. А. Рылова «В грлубом просторе» кажется,

что звучит «Баркаролла» П. И. Чайковского; когда любуемся полотном А. А. Пластова «Первый снег», невольно вспоминается музыка С. С. Прокофьева «Утро». Восприятие картины И. И. Левитана «Золотая осень» можно мысленно сопровождать стихотворными строками А. С. Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса…

Созвучие пейзажа с поэзией позволяет подразделять его на жанры: лирический, эпический, романтический, драматический. Лирический пейзаж отражает красоту природы, он экспрессивен по настроению, вызывает определенные переживания — чувства грусти или радости, любви к Родине. У таких полотен хочется читать лирические стихи. Картина А. А. Пластова «Сенокос» пробуждает желание вспомнить строки С. А. Есенина:

Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных.

По меже, на переметке, Резеда и риза кашки. И вызванивают в четки Ивы — кроткие монашки…

Эпический пейзаж раскрывает величие земли. В нем все монументально, написано ярко, звучно. Например, в картинах М. С. Сарьяна «Горы», «Октябрь в Ереване».

Романтический пейзаж вызывает у нас чувства яркие, сильные, страстные. Природа, отраженная в таком пейзаже, ассоциирует с чувствами человека. Картина И. К. Айвазовского «Девятый вал» передает тревогу, душевное смятение, беспомощность человека перед природной стихией; в картине И. И. Левитана «Весна — большая вода» весна — это пробуждение жизни, но вокруг все так спокойно, неподвижно, мирно; кажется, что и душа художника находится в состоянии покоя, созерцания жизни со стороны.

В драматическом пейзаже все изменчиво, напряженно, предвещает бурю, грозу. Такое полотно всегда вызывает ощущение тревоги, смятения, беспокойства. Например, картина К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».

Пейзажная живопись, особенно для горожан, является тем видом искусства, воспринимая которое мы испытываем отдохновение от суеты, от городского шума.

Что в пейзажной живописи должен увидеть воспитатель, чтобы донести содержание произведения до детей дошкольного возраста? Рассмотрим это на примере произведения русского художника-пейзажиста И. И. Шишкина. Для творчества художника характерна страстная влюбленность в русскую природу. Свою любовь он выразил в пейзажах-поэмах, где природа представлена во всем своем величии. Картина «Корабельная роща»: что прежде всего бросается в глаза? Сосны-великаны. Стражи земли. Создается впечатление,

что сосны являются как бы мостом между землей и небом. Мощь природы выражена через громадные, устремленные вверх деревья, через сильные стволы сосен. Композиционное построение картины заключается в присутствии двух планов —леса и опушки с ручьем. Природа раскрывает объятия человеку, она «впускает» в себя, и мы как бы углубляемся в лес вслед за солнечными пятнами. Могучие сосны создают величественный образ Родины, которую каждый должен любить и беречь. И эта любовь художника к природе, Родине выражена в картине светом — залитая солнцем поляна, ручей и солнечные блики на золотисто-розовых стволах сосен. Этот золотистый свет, заливающий всю картину, как бы говорит нам о нежной и трогательной любви к лесу художника, стремящегося своим творчеством наполнить и нашу душу этим же чувством.

Контраст цвета и света первого и второго планов картины вызывает у нас чувства величия, торжества, нежности и радости, ощущение свежести. Кажется, что от полотна веет одновременно теплым летним ветерком и сумрачной прохладой.

Картина названа художником «Корабельная роща». Она пробуждает какое-то двойственное чувство — восхищение перед могуществом природы и сожаление, недоумение: неужели такие красивые сосны станут материалом для строительства кораблей!

Все пейзажи И. И. Шишкина пронизаны солнцем, любовью к природе, восхищением перед ее величием.

РАССМАТРИВАНИЕ РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ И. И. ЛЕВИТАНА

«ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»

Программное содержание. Учить детей замечать красивое в природе и в пейзажной живописи: выделять цвет как средство выразительности. Активизировать словарь: золотая, жаркая, пышная.

Предварительная работа. Наблюдение за признаками осени в природе. Разучить стихи об осени. Учить детей собирать красивые букеты из осенних листьев.

Методические приемы. На фоне музыки П. И. Чайковского «Осенняя песня» прочитать детям стихотворение А. Толстого «Осень». Вспомнить вместе

с детьми, какое время года называют осенью, назвать ее признаки. Спросить у детей, что они знают о золотой осени.

Вопросы: «Что красивого увидел художник и изобразил на картине, которую назвал «Золотая осень»? Какова природа осенью? (Детально рассмотреть березы, небо, землю, речку.) Какие краски использовал художник?» (Для берез, земли, неба, речки.)

Предложить детям вспомнить стихотворения об осени. Выяснить, что им особенно понравилось в картине художника.

пейзаж

рассм зол осень

Развитие детской изобразительной деятельности у детей от 3 до 4 лет.

Занятие по творчеству Шишкина

Консультация для родителей «Игры с ребенком 3-4 лет в домашних условиях» х

консультация

саврасов1

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Рассматривание картины И. Левитана «Весна. Март».

Зимние забавы

 

ЧИЖИКОВ

О живописи детям Иллюстратор Рачев Евгений Михайлович

Занятие «Матрешки»

Возрастные особенности детей второй младшей группы (от 3 года до 4 лет) Консультация для родителей

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  Первое знакомство ребенка с театром

РАССМАТРИВАНИЕ РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ И. И. ЛЕВИТАНА «ВЕСНА — БОЛЬШАЯ ВОДА» (Специальное занятие)

Консультация для родителей «ДЫМКА»

Презентация Васнецов

 Консультация «ГОСТЕВОЙ ЭТИКЕТ В ДЕТСКОМ САДУ»

Консультация «Роль исскуства в развитии ребенка».

Сказкотерапия

КОНСУЛЬТАЦИЯ ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ

ПОТЕШКИ