Детский сад № 42

Кудерышкова Ирина Александровна

Кудерышкова Ирина Александровна

1286

 Готовность ребенка к школе 

Список использованной литературы и ЭОР

к консультации «Готовность ребенка к школе»

  1. Авраменко Н.К. Подготовка ребенка к школе. М., 1972 – 48 с.
  2. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации «Начальная школа» 1999 № 1 61-63 с.
  3. Буря Р.С. «Готовим детей к школе М., 1987 – 93с.
  4. Венгер Л.А., «Домашняя школа» М. 1994 – 189 с.
  5. Венгер Л.А.. «Готов ли ваш ребенок к школе?» М. 1994 – 189 с.
  6. Венгер Л.А. «Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе, «Дошкольное воспитание» 1970 – 289 с.
  7. Готовность к школе. / Под редакцией Дубровиной М. 1995 – 289с.
  8. Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР. / Под ред. Л.А. Парамоновой, М., 1989.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/06/18/pamyatka-dlya-roditeley-kriterii-gotovnosti-rebenka

https://infourok.ru/pamyatka-dlya-roditeley-psihologicheskaya-gotovnost-k-shkole-939476.html

https://www.maam.ru/detskijsad/pamjatka-dlja-roditelei-psihologicheskaja-gotovnost-k-shkole.html 

Поступление ребёнка в школу является переломным моментом между дошкольным и школьным возрастом. Для успешного обучения в школе необходима не только умственная, нравственно-волевая, но и прежде всего физическая подготовка и психологическая готовность ребенка.

Часто можно услышать жалобы от учителей и родителей первоклассников на инфантильность детей, на преобладание у них игровых, а не учебных мотивов. Дети приносят в школу игрушки, играют на уроках и при этом не понимают, почему их настойчиво просят вести себя по-другому, в отрыве от привычных устоев. Такие дети обычно воспринимают положительно только игровые ситуации, они не приучены ограничивать свои желания, преодолевать трудности: их поведение носит импульсивный характер. Учение же требует постоянных усилий, необходимости сдерживать, контролировать свое поведение, заниматься деятельностью, которая не всегда нравится. Все это может явиться причиной негативного отношения к школе.

Готовность к школьному обучению представляет собой многокомпонентную систему.

  1. Физическая готовность к школе.
    Физическое созревание организма (хорошая осанка, зрение, развитие мелких групп — мышц развитие кистей рук, координация движений в соответствии с возрастной нормой).
    Устойчивость к нагрузкам.
    Гибкость в адаптации к новому режиму.
    Совет:организуйте распорядок дня (стабильный режим, полноценный сон, прогулки на воздухе).
  2. Умственная готовность детей к школе.
    Определяется познаниями ребенка об окружающем мире. У ребенка должны быть сформированы предпосылки учебной деятельности:
    -принимать учебную задачу: желание выполнить задачу, поставленную педагогом и понимать то, что надо делать и что должно получиться в результате выполнения задания;
    -обобщать, сравнивать объекты, выделять существенные признаки;
    -понимать смысл и последовательность событий (на картинках, в рассказе, в жизни);
    -иметь элементарный запас сведений о себе, своей семье, быте, уметь им пользоваться;
    -делать простой логический вывод;
    -копировать буквы, цифры, фигуры, соблюдая размерность всех элементов;
    -ориентироваться в пространстве (верх-низ, вправо-влево, вперед–назад);
    -механически запоминать 10 не связанных между собой слов при 4-кратном повторении;
    -находить часть от целой фигуры, конструировать фигуры из деталей по образцу;
    -хорошо манипулировать мелкими предметами, не испытывать затруднений при рисовании;
    — уметь правильно держать карандаш, видеть клетку в тетради, проводить заданные линии, копировать рисунки и фигуры.
  3. Мотивационная готовность к школе.
    Это желание учиться, стремление к общественно значимой деятельности, к новой социальной позиции: быть школьником. Формирование школьной мотивации происходит в детских играх, на занятиях с педагогами, в общении со взрослыми и сверстниками.
  4. Психологическая готовность к школе.
    Развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
    Созревание эмоционально – волевых процессов (способность делать не только, что хочу, но и то, что надо; не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно; умение сосредоточиться, управлять эмоциями; адекватная самооценка, положительный образ себя).
    Умение ребенка выстраивать взаимоотношения со сверстниками и учителями. У него должна быть сформирована потребность общения со взрослыми и другими детьми.

При выборе типа образовательного учреждения (гимназия, школа с углубленным изучением иностранного языка и др.), руководствуйтесь, прежде всего, интересами Вашего ребенка, учитывайте психофизиологические, интеллектуальные способности и состояние его здоровья. 

Памятка для родителей «Критерии готовности ребенка к школе»

  1. Одним из важных критериев готовности ребенка к школе является развитие фонематического слуха, которое включает:
  • умение интонационно выделять звук в словах;
  • умение выделять заданный звук в потоке речи;
  • умение определять позицию звука в словах (в начале, в середине, в конце);
  • владение навыками звукового (фонематического) разбора слов: различение гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных.
  1. Умение членить слова на слоги.
  2. Умение членить простые предложения на слова.
  3. Умение составлять предложения из 3 — 4 слов.
  4. Умение использовать обобщающие понятия, подбирать определения к существительному.
  5. Умение составлять рассказы по серии картинок, по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему.
  6. Уметь составлять рассказы о предметах (по плану, предложенному взрослым).
  7. Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов.

Кругозор ребенка и готовность к усвоению знаний

  1. Уметь называть домашний адрес, телефон, полные имена родителей и состав семьи.
  2. Иметь общие понятия о различных видах деятельности взрослых.
  3. Знать правила поведения в общественных местах и на улице.
  4. Иметь общие понятия о временах года и сезонных явлениях.
  5. Знать названия месяцев, дней недели и их последовательность.

Социально-психологическая готовность к школе

  • Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний)
  • Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых).
  • Умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).

Развитие психологических функций

  • Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами).
  • Пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше – ниже, вперед – назад, слева – справа).
  • Координация в системе глаз — рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру – зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).
  • Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).
  • Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут).
  • Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом (слово-картинка либо слово-ситуация)).

Готовность ребенка к школе

Правила безопасного поведения на прогулках в зимний период.

Разные виды игр для детей подготовительной группы (6-7 лет)                                                    

Профилактика заболеваний у детей – дошкольников.

Расширение круга чтения детей подготовительной группы (6-7 лет)

Консультация «Составление гербария с детьми подготовительной группы»

Игры с детьми дошкольного возраста на прогулке в летнее время

Как подобрать для ребенку одежду и обувь на весну?
Консультация «Как сделать герб своей семьи»

Консультация «Масленица»

Чтение для детей старшего дошкольного возраста.

Правила безопасности на зимней прогулке

Игры на свежем воздухе в холодное время года.

Консультация осенний букет

Изготовление поделок из осеннего природного материала с детьми старшего дошкольного возраста.

Подбор оборудования для занятия детей спортом в теплое время года.

Консультация по правилам дорожного движения.

Консультация для родителей «Значение сказок в жизни ребенка»

Консультация для родителей Пальчиковая гимнастика как один из способов развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

 

Консультация. Особенности и приемы речевого развития детей 4-5 лет.

Изготовление самодельных елочных игрушек детьми дошкольного возраста с родителями.

Как одевать ребенка на прогулку зимой?

Консультация для родителей «Подготовка и использование осеннего природного материала для изготовления поделок.»

 Консультация для родителей «Формирование культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания у малышей»