Детский сад № 42

Платонова Анастасия Александровна

Воспитатель первой квалификационной категории., высшее педагогическое образование. Стаж работы 10 лет

Памятка для родителей в детском саду «Читаем сказки детям»
Уважаемые родители!
В наше время трудно оторвать детей от планшета и компьютера. Родители редко читают детям книги. А дети порой и не желают слушать, не проявляют любознательность. Важность чтения сказок для детей трудно переоценить и уже не требует доказательств. Как и то, что более успешным в дальнейшей учёбе и, как следствие, в будущей карьере и в жизни, может быть только любознательный и читающий человек. Давайте же будем прививать интерес к чтению нашим детям!

Вот несколько полезных советов для формирования интереса к детской литературе:

Сказки дети должны слушать в обстановке, которая помогает более глубокому восприятию сказочных образов, например в тихий вечер в уютной обстановке, на природе. Ребенку, особенно маленькому, необходимо читать вслух, чтобы он мог эмоционально реагировать на прочитанное. Отечественные и зарубежные психологи, проведя многолетние наблюдения, пришли к выводу, что чтение вслух — это основа эмоционально-эстетического восприятия ребенком художественного произведения. Это явление объясняется тем, что у детей младшего возраста чувство преобладает над разумом, размышление и оценка наступают тогда, когда ребенок эмоционально переживет прочитанное.

Сказки должны быть яркими, образными, небольшими. Нельзя давать детям множество впечатлений, так как может притупиться чуткость к рассказанному. Не следует много говорить. Ребенок должен уметь не только слушать, но и молчать, потому что в эти мгновения он думает, осмысливает новое.

Если ребенок еще маленький и не может спокойно сидеть и слушать вас, это не страшно. Во время игры вы, родители, можете рассказывать сказки или истории, ранее прочитанные или же сочиненные. Если малыш полюбил одну из сказок и просит повторять ее снова и снова, нельзя ему отказывать. Придет время, и другая сказка станет любимой.

И в тоже время не стоит быть слишком настойчивым, академичным и соблюдать все правила чтения. Ничего не делайте по принуждению! Не хочет сейчас ребенок слушать до конца — не нужно заставлять. Выбирать те книги, которые интересны Вашему маленькому слушателю.

Неоценимую помощь окажет кукла-перчатка. Дети лучше воспринимают воспитательные моменты сказки, исходящие от этого персонажа, чем от вас, родителей. Кукла-перчатка может жить в особом «сказочном сундучке» вместе с книгой, в которую она «записывает» сказки, и каждый вечер приходить к малышу их рассказывать. После сказки кукла-перчатка может подарить ему что-нибудь на память.

Дети постарше охотно вместе взрослыми разыграют сказочный сюжет по ролям. Если использовать реквизит (одежду или игрушки, например, изготовить костюмы и «декорации», спектакль можно будет показывать гостям на любом семейном торжестве.

Безусловно, в процессе чтения обязательно останавливайтесь на тех словах, значения которых ваш ребенок точно не знает, постарайтесь их объяснить. Не забывайте, что имеет значение — как читать ребенку вслух. Одного прочтения произведения бывает недостаточно. Необходимо знать, насколько ребенок понял, о чем в книге говорится, запомнил ключевые моменты.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития памяти и речи»

Представленные игры и упражнения рекомендованы для работы с детьми 5-7 лет.

Оптимальный режим проведения работы – два раза в неделю, по 25 – 30 минут. Работа может проводиться в индивидуальной и подгрупповой форме.

Технология развития работы направлена:

• На активизацию неречевых процессов – слухового, зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления;

• Развитие речи – формирование фонематического восприятия, слухового внимания и памяти, формирование экспрессивной речи, обогащения словарного запаса.

Занятие

«На лугу»

Предложите ребенку прослушать стихотворение «На лугу»:

Вот коровка на лугу,

Говорит барашку: «Му!»

А барашек ей в ответ:

«Бе, коровушка. Привет!

Дружно мы с тобой живем,

Травку сочную жуем».

Повторите стихотворение вместе.

Предложите ребенку поиграть в игру «Чудесный мешочек»: в непрозрачный мешочек сложите небольшие игрушки животных (разной формы, величины и фактуры). Он должен на ощупь, не заглядывая в мешочек, назвать игрушки.

Попросите ребенка в своем альбоме нарисовать травку: провести небольшие вертикальные линии, сначала правой, затем левой рукой. Двумя руками одновременно.

Предложите помочь барашку пройти по дорожке. Назвать животных, которые ему встретились на пути. Придумать несколько предложений, характеризующих это животное. Например: «Это белка, она живет в лесу. У нее пушистый хвост и кисточки на ушах. Она делает запасы на зиму из грибов, ягод, орехов» и т. д.

Занятие

«В гостях у собачки»

Предложите ребенку прослушать стихотворение «Сторож»:

Пес на солнышке лежит,

Песик солнце сторожит,

Чтоб никто его не взял,

Не унес и не украл.

Выучите стихотворение «Сторож».

Предложите ребенку произнести скороговоркой:

Вот идут на задних лапках

Две собачки в модных шляпках.

Повторите скороговорку несколько раз, ускоряя темп.

Предложите ребенку поиграть в игру «Что любит кушать собачка», по правилам игры «съедобное — несъедобное»: взрослый бросает мяч и называет слово. Если собаки это едят — ребенок ловит мяч, если нет — отбивает.

Например: — редиска, сосиска, апельсин, косточка, морковка, ананас, мясо, банан, котлеты, капуста и т. д.

Предложите ребенку обвести и раскрасить солнышко и песика.

Занятие

«Дятел»

Предложите ребенку отгадать загадку:

Все время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только их лечит.

(дятел)

Прочитайте стихотворение «Дятел»:

Дятел по лесу летал,

Червячков, жучков искал.

Если слышно: тук-тук-тук,

Значит, спрятался там жук.

Повторите стихотворение вместе.

Предложите поиграть по правилам: ребенок закрывает глаза, взрослый карандашом несколько раз стучит по столу (2, 3, 5 и т. д.). Ребенок должен сосчитать количество ударов.

Предложите обвести и раскрасить дятла. «Собрать» все кружочки на «ниточку», проведя линию, не отрывая карандаш от бумаги.

Занятие

«Дождик и кошечка»

Предложите ребенку прослушать стихотворение «Дождик и кошка»:

Дождик капал за окошком,

У окна сидела кошка.

Кошка капельки считала,

Капать дождику мешала.

Дождь на кошку рассердился,

Ливнем грозным разразился.

Повторите стихотворение вместе.

Предложите ребенку прослушать еще раз стихотворение, запомнить слова, которые взрослый произносит тихим голосом:

Дождик капал за окошком, (тихо) (громко)

У окна сидела кошка. {громко) (тихо)

Кошка капельки считала, (громко) (тихо) (громко)

Капать дождику мешала. (громко)

Дождь на кошку рассердился, (громко)

Ливнем грозным разразился. (громко)

Предложите прослушать рассказ «Мяу»:

«Жили-были папа кот, мама кошка и маленький котенок.

Папа кот мяукал так: «Мяу-мяу». (громко)

Мама кошечка мяукала так: «Мяу-мяу-мяу», (тихо)

А котенок мяукал так: «Мяу». (очень тихо)

Предложите отгадать, кто сейчас мяукает (кот, кошка или котенок):

Мяу-мяу-мяу. (тихо)

Мяу. (очень тихо)

Мяу-мяу. (громко)

Консультация для родителей «С ребенком на природу»

Прогулки на природу сближают родителей со своими детьми, помогают установить дружеские отношения на основе взаимопонимания. Нам лишь надо научиться заполнять прогулки определенным содержанием, добиваясь, чтобы каждая из них стала праздником для ребенка и наполняла его душу радостью.

Интересное в природе происходит каждый день. Надо это уметь видеть самим и показывать это ребенку. Мы должны поддерживать у детей познавательный интерес к происходящему в природе. Каждое время года по-своему прекрасно и очаровательно и имеет большой запас разнообразных природных явлений, которые интересны для наблюдений с детьми.

Совершая прогулки, следует помнить, что в природе нет полезного и вредного. Все в природе взаимосвязано. Уничтожение одного вида влечет за собой гибель другого. Например, часто бытуют разговоры о том, что лягушки отвратительные, холодные, мокрые, лупоглазые. Но, каждый живой организм самобытен, интересен. Каждый вправе рассчитывать на доброе отношение к себе человека — человека разумного. Будь то тритон или лягушка.

Поход свой в природу желательно начинать с приветствия не только друзей, с которыми там встречаешься, но при, этом важно поздороваться и с деревьями, кустами, птицами, насекомыми. «Здравствуй, природа родная, мы пришли в гости к тебе».

Ни на минуту не забывая при этом, что наше поведение в природе — эталон поведения для ребенка.

Дети — неутомимые исследователи. Поняв закономерность, они сразу же начинают искать новые подтверждения своих выводов. И здесь они не всегда могут обойтись без помощи взрослого. Вопрос а как ее оказать? По возможности так, чтобы маленький исследователь большую часть поиска сделал сам. Часто бывает достаточно показать ребенку место поиска, например, лужу и понаблюдать там осторожно за водомерками.

Многие дети любят рисовать с натуры. Это хорошо делать непосредственно на природе, приспособив для этого фанерку и присев на пенке. Карандаши при этом можно разместить в кармане курточки. Как хорошо на природе прочитать подходящие к месту стихотворные строки! А также вспомнить ранее прочитанные сказки о жизни животных, насекомых, растений, птиц, поискать их тут же на полянке и понаблюдать за ними. Уместно загадать детям загадки о природных явлениях. Подумайте, сколько положительных эмоций получит ребенок, найдя живую отгадку. Можно также вспомнить пословицы, поговорки, приметы, которые ранее учили с ребенком и которые оказывают большое влияние на развитие личности дошкольника. Такие минуты общения необходимы как взрослым, так и детям и надолго остаются в памяти.

С ребенком можно организовать дидактическую игру, в ходе которой закрепить имеющиеся у ребенка знания, например, «Найди дерево по описанию», «С какого дерева лист», «Что где растет» и т. д.

Бережное отношение к богатствам родной природы надо воспитывать с раннего детства, и на это нельзя жалеть своего труда. Только в том случае, если сами родители бережно относятся к природе, можно требовать и от детей того же, терпеливо обучая их азбуке поведения на природе с детства.

Помните, что для понимания природы недостаточно только одних знаний. Здесь требуется еще одно особое чувство — чувство природы. Только вкладывая свою душу, можно научить детей уважать ее и заботиться о ней.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка».

Исследования свидетельствуют, что наиболее благоприятные возможности для укрепления здоровья ребенка, развития его физических качеств, нравственных чувств, привычек и мотивов поведения, интеллекта, приобщения к культуре создаются в семье. Семейное воспитание – это процесс взаимодействий родителей и детей, который непременно должен доставлять удовольствие, как той, так и другой стороне.

Каждый ребенок невольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает папам и мамам, бабушкам и дедушкам. Поэтому родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом для подражания. Для ребенка дошкольного возраста авторитет родителей существует как бы изначально и непререкаем. Папа и мама для него «самые, самые» — красивые, умные, смелые и т. д. В спорах дошкольников наиболее веский аргумент — «мой папа так сказал», «моя мама так делает». Поступки и суждения родителей не подлежат критике. Но ребенок взрослеет, наблюдает, анализирует, сравнивает и порой бывает вынужден признать, что его папа и мама не столь безупречны, как ему казалось ранее.

В каждой семье, которая хочет как можно лучше воспитать своих детей, есть те общие особенности, те условия, которые исключительно важны для нравственного и трудового воспитания дошкольников. Прежде всего, это глубокая кровная любовь родителей к детям и детей к родителям.

На психику и поведение ребенка могут влиять разнообразные явления окружающей жизни, в том числе и негативные. Было замечено, что тревожные дети вырастают у тревожных матерей. Честолюбивые родители зачастую просто подавляют своих детей, так проявляя роль семьи в воспитании ребёнка. В итоге у них появляется комплекс неполноценности. Кроме того, отец, часто выходящий из себя, подсознательно формирует у своих детей подобный тип поведения.

Грубость, неуважение, раздражительность так же перенимаются детьми, как и доброжелательность. Нельзя вымещать на близких, тем более на ребенке, свое плохое настроение. Дети не могут не знать о тех трудностях, с которыми сталкиваются родители вне семьи, но это не значит, что свои взрослые проблемы можно перекладывать на плечи ребенка, создавать гнетущую атмосферу в доме.

Все это очень важно для формирования у ребенка уважительного отношения к семье, потребности знать свои корни, понимания необходимости теплых отношений между родственниками. Все, что ребенок приобрел в семье в детские годы, сохранит он на всю оставшуюся жизнь.

«Даже натура благородная и хорошая по существу, но лишённая родительского надзора, наряду с добрыми плодами приносит и немало дурных — словно тучная почва, не возделанная плугом земледельца»

Плутарх.