Детский сад № 42

Соколова Ирина Анатольевна

Воспитатель высшей квалификационной категории, Высшее педагогическое образование , стаж работы 25

20 ИДЕЙ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МАЛЫШЕЙ ДЛЯ ЗАНЯТЫХ МАМ

Нам упорно внушают, что чтобы развивать ребенка надо обязательно проводить с ним «уроки» почти как в школе, относиться к этому серьезно, водить в студии раннего развития и тратить деньги на множество развивающих игр, игрушек и «учебников» для малышей. Это миф!

Речь ребенка прекрасно развивается в интересном для малыша общении, которое можно организовать дома по ходу обычной жизни без лишних затрат денег, времени и сил.

Предлагаем 20 идей по созданию развивающей речевой среды дома:

1. В общении с детьми старше 3 лет чаще употребляйте в своей речи обобщающие слова – понятия (овощи, фрукты, ягоды, транспорт, одежда, обувь, головной убор, посуда, мебель, животное, домашнее животное, дикое животное, растение, инструмент и т.п.).

Например: «Поставь обувь на место. Давай расставим посуду на столе – какую посуду поставим для завтрака? Какой транспорт ты видел на прогулке с бабушкой? Отгадай, из каких фруктов приготовлен компот? Отгадай, какие овощи я купила в магазине. Давай положим одежду на место. Помоги папе достать инструменты».

Исследования доказывают, что лучше всего и без труда усваивают обобщающие слова дети, которые часто их слышат от близких взрослых в повседневной жизни.

2. Важно, чтобы ребенок сам анализировал, сравнивал, делал выводы и открытия и отражал в своей речи свои собственные мысли, а не запоминал — воспроизводил мысли взрослых.

Например, абсолютно бесполезно заучивать по книге, что «свекла и морковка – это овощи, а яблоко и груша – фрукты». Лучше сделать так, чтобы малыш сам для себя открыл, чем отличаются овощи и фрукты.

Для этого давайте купим в магазине вместе с ребенком несколько настоящих овощей для супа и салата, по дороге домой обсудим с малышом, чем эти овощи отличаются друг от друга (по размеру, по цвету, по вкусу, по форме, по характеру поверхности – гладкий или нет). Потом вместе с ребенком выложим все овощи, рассмотрим их и найдем, чем они похожи друг на друга. И выведем вместе с малышом свое собственное определение – что такое овощи.

Вопрос к ребенку, который нам поможет – чем похожи друг на друга все овощи?

Например, все овощи похожи друг на друга тем, что:
а) растут на огороде на земле или в земле,
б) их выращивают люди, сами по себе они не растут,
в) овощи съедобные — из них готовят супы, пюре, рагу и т.д.

Сделайте вместе с малышом вывод – какие растения называются овощами.

Затем понадобится лишь закрепить представления ребенка по ходу жизни, задавая вопросы типа «Отгадай, из каких овощей я сварила суп?», « Какие овощи принес папа из магазина?», «Я загадала овощ, отгадай, какой?». И еще — поиграть в магазин, где ребенку надо будет выложить овощи и фрукты на разные прилавки. Аналогичным образом можно обсудить с ребенком и другие обобщающие слова (мебель, посуда, одежда и т.д.) и уточнить их.

3. Чаще сравнивайте вместе с ребенком предметы друг с другом.

Совершенно не нужно покупать для этого специальные картинки. Можно по дороге в детский садик сравнить свою куртку и комбинезон ребенка – чем они похожи и чем отличаются. Сравнивайте детали, их форму, размер, цвет, материал.

Например: «У Ваниного комбинезона есть капюшон, а у маминой куртки капюшона нет. Куртка короткая, а комбинезон длинный. У куртки высокий воротник, а у комбинезона низкий воротник. У комбинезона есть манжеты, а у куртки нет» и т.д. Аналогично в следующий раз сравните обувь (ботинки и сапоги). Можно сравнить два дома, мимо которых Вы проходите (сколько этажей и подъездов, какие окна и балконы, что находится на первом этаже и т.д.). Во время приготовления обеда сравните кастрюлю и сковороду, чашку и стакан, назовите их части, форму, цвет, материал, назначение. На прогулке сравните троллейбус и автобус, грузовую и легковую машину, ель и сосну, березу и дуб.

Подобные задания развивают не только речь, но и внимание, восприятие, мышление ребенка.

4. Помните! Развивается то, что тренируется.

Поэтому чаще спрашивайте ребенка о его планах, переживаниях, просите рассказать об интересных случаях из его опыта. По дороге в детский сад, к бабушке или в гости спросите, чем он хочет заняться, как будет играть, с какими игрушками, какие игрушки ему больше нравятся и почему, а какие – меньше. Утром – попросите рассказать сон, который ему снился или вечером придумать интересный сон. Обсудите, как он хочет провести выходные, какие игрушки ему понадобятся на прогулку, как он собирается поиграть. А вечером после садика обязательно поинтересуйтесь не тем, что он ел, а тем, как прошел день, что было интересное, что его огорчило, что порадовало, что удивило, с кем и во что он играл, что узнал и чему научился. Папе вечером расскажите вместе с малышом о событиях дня, о книжках, которые Вы читали (перескажите самый интересный и полюбившийся фрагмент).

Так ребенок будет незаметно учиться последовательно, связно и понятно для собеседника излагать свои мысли и рассказывать о событиях из личного опыта.

5. Если ребенку трудно рассказывать о событии из личного опыта, помогите ему наводящими вопросами (С чего всё началось? Что случилось дальше? Что сказал…? Что ты ему ответил? Игорь расстроился? А ты? Чем всё закончилось?). Или дайте начало фразы, а ребенок ее продолжит: «Мне очень понравилось, как… Я огорчился, когда… Мы прочитали книжку о …». Сначала малыш будет рассказывать с помощью Ваших «опор», потом Вы заметите, что опоры ему больше не нужны – он научился строить высказывание.

6. С 4 лет используйте ситуацию «письменной речи».

Нет, это не малыш пишет. Это Вы пишите под диктовку ребенка придуманный им рассказ для друга или письмо папе. Это очень действенный способ развития речи, т.к. малыш начинает прислушиваться к своим словам, осознавать их, учится планировать свое высказывание. Давайте начало фраз: «Сегодня мы были….где? Там мы видели…? Они были…. Мы стали….. И уточки….». Постепенно Вы заметите, что речь ребенка стала более связной, и ребенок стал легко строить цельный текст – рассказ о событии.

7. Даже с очень маленькими детьми очень полезно вслух при малыше комментировать свои действия.

Когда Вы собираетесь на прогулку или кормите ребенка, проговаривайте, что Вы делаете, называя точными словами все предметы, их признаки, качества и свойства (пушистый, гладкий, блестящий, шероховатый, мягкий, твердый): «А сейчас возьмем полотенце и вытрем Ванечку. Вот какое у нас полотенце – мягкое, пушистое, белое. Где у Вани ручки? Вот ручки. Давай вытрем ручки» и т.д. Не важно, что ребенок еще не говорит или плохо говорит.

Комментированием Вы создаете питательную речевую среду для развития ребенка. Это воздастся сторицей, когда он начнет разговаривать.

8. Всегда точно называйте все предметы и действия в своей речи.

Вместо того чтобы сказать «надевай штаны» назовите предмет точно – «надень брюки (или – джинсы, шорты, рейтузы, колготки). Это поможет малышу научиться сравнивать и отличать друг от друга похожие вещи. Рассмотрите вещи в доме. Чем отличаются и чем похожи брюки и рейтузы? Чем похожи и чем отличаются берет и кепка (панамка)? Чем похожи и чем отличаются чашка, стакан и бокал? Стул, табуретка и кресло? Такие упражнения в повседневной жизни – мощный ключ к развитию мышления и речи малыша.

9. С 4 лет и старше малышу очень нужно общение со сверстниками, причем не на занятиях, а в свободной игре.

Анализ речи малышей показывает, что когда ребенку нужно что-то объяснить сверстнику, помочь ему, показать и рассказать о чем-то, дети употребляют в несколько раз больше сложных синтаксических конструкций, чем на занятиях со взрослыми! А значит, формируется грамматический строй речи ребенка.

10. Если ребенок ошибается в каком-то слове, не повторяйте его ошибку.

Это только закрепит ее в его памяти. Вместо этого просто скажите несколько раз правильный вариант. Например, дочка говорит: «Я разложила на стол много ложков и вилков», а Вы в ответ: «Умница! Да, ты много ложЕК и виЛОК на стол положила. Вот как много ложЕК! И вилок много! Спасибо, помогла». Интонацией выделите правильное окончание в слове. Ребенку 5-6 лет можно уже подсказать так: «Ты сейчас ошибся. Исправь себя сам!». Но всё равно его ошибки не повторять!

11. Сочиняйте сказки.

Этим можно заниматься даже с трехлетками и прямо в дороге, в очереди или в любом другом месте. Для самых маленьких понадобится Ваша помощь – начала фраз. Вы начинаете фразу, а ребенок ее продолжает. Например: «Жили – были… Они любили… Один раз …. Вдруг… Бабочка спросила…Тогда…И зверята решили…» и т.д. Такие сказки очень хорошо придумывать даже с малышами везде — в дороге, в очереди, в ситуации, когда нужно занять ребенка, а игрушек под рукой нет.

Вы заметите через несколько месяцев такого сочинения, что малыш стал сам в своей речи употреблять слова — связки между предложениями, которые он услышал от Вас в сочинении сказок.

12. Играйте с малышом в загадки.

Играть можно «по пути», во время приготовления ужина, на прогулке, на детском празднике, то есть когда угодно и где угодно. Самые простые загадки, доступные для сочинения ребенком примерно с 4 лет строятся на сравнении. Например: «Он желтый как… (ребенок продолжает –«солнышко»), но не солнышко. Он пушистый как…. («вата»– продолжает ребенок), но не вата. Он пищит как …. (резиновая игрушка), но не игрушка. Кто это?» (Цыпленок). Или «Зеленый как…. (крокодил), но не крокодил. Прыгает как…. (заяц), но не заяц. Живет на пруде, но не (утка). Кто это? (Лягушонок)».

Сочиняя загадки, ребенок учится перечислять признаки предметов в последовательности.
Загадайте придуманную загадку папе, старшему брату, бабушке и дедушке. Сначала Вы будете начинать фразы, а ребенок заканчивать их. Постепенно он станет более активным и начнет придумывать их сам!

13. Делайте самодельные простейшие книжки с результатами словесного творчества малыша.

Ребенку очень важно пощупать, потрогать, увидеть результат его речевого творчества. Согните несколько альбомных листов пополам и сшейте их. Подпишите красиво обложку. На каждой страничке сверху Вы приклеиваете картинку, а под ней пишите загадку, сказку или рассказ, придуманный малышом. Можно сделать книжку и более интересно оформленной – с использованием фотографий малыша, картинок из журналов и каталогов, его рисунками. Здесь простор для творчества!

14. Играйте с ребенком в рифмы.

Например: «Где ты, заинька, скакал?» (Маму с папой я искал), «Где ты, Машенька гуляла?» (Я цветочки собирала) и т.д.

Это развивает у ребенка языковое чутье, чувство ритма и рифмы.

15. Если ребенок допускает ошибки в согласовании слов друг с другом (например, говорит так – «красныя платья» вместо «красные платья», «красивоя облако» вместо «красивое облако», «рисую краснЫМ ручкой» вместо «рисую красной ручкой»), то Вам поможет грамматическая игра.

Собираясь на прогулку, рассмотрите одежду, обувь, головные уборы и загадайте загадку о Ваших вещах. Произнося текст загадки, выделите голосом окончания слов:
«КрасивОЕ новОЕ – это платье или футболка? Отгадай!».
«КрасивЫЙ новЫЙ – это комбинезон или пальто? (пиджак или куртка)»
«КрасивЫЕ новЫЕ – это брюки или куртка? (туфли или сумка)»
«КрасивАЯ новАЯ – это шапка или свитер? (юбка или платья)»

Если малыш ошибся, скажите: «Разве мы так говорим – красивОЕ футболка? Как мы говорим о футболке? Она какая? Правильно, красивАЯ. Значит, красивОЕ – это что? Да, платье».

В эту игру можно играть и на прогулке: «ЗеленАЯ молодАЯ – это береза или дуб?», в магазине «СвежИЕ хрустящИЕ – это огурцы или арбуз?», в траспорте – «КруглЫЕ новЫЕ – это колеса или руль?».

В игре малыш учится прислушиваться к окончаниям слов в речи и ориентироваться на них, правильно согласовывать слова в роде и числе.

16. Помните, что у самых маленьких детей развитие речи связано с развитием мозжечка.

Это уже доказано в исследованиях неврологов. Мозжечок отвечает за артикуляцию звуков, координацию работы мышц, автоматизацию правильного произношения звуков. А развивается мозжечок только в активных действиях самого малыша. Поэтому очень важно, чтобы ребенок как можно раньше стал самостоятельным и много двигался, чтобы малыш научился уже в 8 месяцев пить из чашки, которую держит в руках взрослый. А в год — сам держал в руках чашку (брал в руки и пил из нее) и пользовался ложкой (взрослый докармливает). В более старшем возрасте полезны любые занятия, развивающие координацию движений – велосипед, скакалка, прыжки в резиночки, школа мяча, спортивные игры.

17. Читая ребенку детские книги, обращайте внимание на интересные, необычные слова и выражения – эпитеты, сравнения, олицетворения – «нос повесил», «змейкой вьется», «вьюга злилась», «туча занавесила небо», «закричал на всю Ивановскую».

Собирайте» их в волшебный сундучок – кто заметил или запомнил интересное слово или выражение из сказки, рассказа или стихотворения, тот кладет его в сундучок (используем красивые фишки). А потом «доставайте» из сундучка, когда сочиняете свои сказки. Спросите ребенка, о чем еще так можно сказать.

18. Помните, что с детьми нужно говорить совсем не так, как со взрослыми, особенно с маленькими – более спокойно, размеренно, с яркой интонацией, четким произношением слогов и слов, без спешки.

Иначе малыши не могут выделить отдельные слова и звуки из потока речи взрослых, и развитие активной речи задерживается.

19. Постарайтесь избавиться от постоянного шума в квартире (таким негативным шумом может быть постоянно включенный как фон телевизор или радио).

Такой фон очень негативно влияет на развитие речи детей. Младенцы перестают активно лепетать и прислушиваться к своим звукам, а дети постарше перестают вслушиваться в речь.

20. В общении с самыми маленькими детьми чаще используйте народные потешки.

Они идеально подходят для развития речи, так как в них повторяющиеся слоги находятся в сильной позиции (в начале или в конце фразы), и потому хорошо выделяются на слух малышом. А ритм, рифма, движение, многократное повторение действий помогают развитию активной речи ребенка, его желанию повторить слоги и слова за взрослым.

РАЗВИВАЙТЕСЬ ВМЕСТЕ С НАМИ!

 

ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ 👀

«Зашумленные» изображения, то есть наложенные одно на другое. У таких изображений даже есть свое название — «изографы».

🔸 Покажите малышу карточку и попросите назвать предметы на ней
🔸 Попросите ребенка найти определенный объект на карточке
🔸Попросите найти предмет определенного цвета на одной или всех карточках
🔸Предложите раскрасить какой-либо предмет

Это очень хорошие задания по развитию зрительного восприятия у детей дошкольников. Дети с тяжелыми нарушениями восприятия ощутимо затрудняются выделить одно изображение среди нескольких. Поэтому подобные задания им очень рекомендованы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАК ПРИВИТЬ ЛЮБОВЬ К ЧТЕНИЮ С МАЛЕНЬКОГО ВОЗРАСТА

Шаг 1. Маленький непоседа — как заинтересовать?

Родители часто стремятся начать читать сказки малышу еще в младенческом возрасте — а он не может усидеть — бегает, скачет, не слушает. В таком случае отложите книгу и выберите другое время для ее чтения.

Вместо этого, займите ребенка сказкой во время езды в машине. Читать, конечно, неудобно, но можно рассматривать картинки — а текст добавлять из головы 🙂

Следующий шаг — придумать вместе сказку или историю — о вас в детстве или о самом ребенке, после чего можно создать книжку самостоятельно — из фотографий и подручных наглядных средств. Думаю, такую книжку ребенок будет с удовольствием «читать».

Шаг 2. Используйте аудиосказки

Сейчас выпускается множество дисков со сказками, и часто в комплекте с книжкой. Смело включайте малышу интересную сказку — а затем вместе «пройдитесь» по книжке, зачитывая интересные моменты или прося малыша рассказать вам эту сказку по картинкам в книжке. И хоть он будет делать это сначала неумело и односложно — со временем он выговорится и будет сочинять новые и новые приключения старых героев!

Шаг 3. Активно участвуйте в процессе

Старайтесь «озвучить» и «оживить» героев сказок. Во время чтения порычите, как медведь, покажите, как скачет зайчик, или покажите, как грызет орешки белочка. Это развлечет ребенка и он включится в игру — становясь то одним, то другим героем сказки.

Шаг 4. Выбирайте подходящие книги

Сейчас появилось много книг с сокращенными версиями сказок — в них опущены описательные элементы, и такие сказки неинтересны даже взрослому. Выбирайте книги, написанные красивым языком, с большими описаниями природы, зверей и обстоятельств. Читая, выделяйте интонацией происходящее, и ребенок живо представит себе, как дует ветер или стучит дождь.

В будущем это позволит ему выражать свои мысли ясно и красиво, используя много взаимозаменяемых и описательных слов.

Шаг 5. Установите ритуал чтения

Например, чтение перед сном, или чтение вечером всей семьей. Дети любят ритуалы и обычно весь день предвкушают то, что они знают, точно произойдет.

Кроме того, во время ритуалов можно прививать и культуру чтения — направленный свет, расстояние до глаз, расслабленная поза читающего — все это покажет вашему малышу, как следует читать.

Шаг 6. Не бойтесь пользоваться современными «девайсами»

В современном мире электронная книга такой же предмет обихода, как раньше была книжка. А скачивание и покупка электронных книг аналогичны походу в библиотеку.

Пользуйтесь электронными аналогами книг — главное суть, а форма. Кроме того, сейчас много интерактивных сказок, когда картинки во время чтения двигаются, курочки кудахчут, а волк бежит за зайцем — такой полумульт. Ребенок обычно с удовольствием слушает такие сказки и смотрит иллюстрации.

Шаг 6. Никогда не превращайте чтение в награду

Думаю, названием все сказано — обещая чтение за что-то, вы только отвратите ребенка от него.

Чтение — это интересное, в первую очередь общение — с вами, с героями книги. И ценность ее не стоит понижать «торговлей»

Шаг 7. Собственный пример — лучшая школа

Если ребенок будет часто видеть вас с книгой, поймет ваше удовольствие от чтения, услышит обмен мнениями о книгах между родителями — у него прочно закрепится ассоциация чтения книги как очень увлекательного занятия. И совет — если вы читаете с телефона или киндла — объясняйте малышу, что вы непросто уткнулись в телефон — а читаете интересную книгу, А деткам постарше можно даже изложить суть, значительно ее упростив…

РАЗВИВАЙТЕСЬ ВМЕСТЕ С НАМИ!

 

 

Чему следует научить ребёнка к 6 годам☝
Кapточки-напоминалки для родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20 ИДЕЙ ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ ОСЕННИХ ИГР С ДЕТЬМИ

1. Сделайте вместе с ребенком пудинг для птиц, которые остаются зимовать вместе с нами.

Берем крошки хлеба, орешки, семечки и натертое на терке сало (несоленое), даем ребенку всё это тщательно перемешать ложкой в миске. Взрослый растапливает сало (несоленое), добавляет его в миску со смесью. Получится вязкая масса. Погружаем конец веревки в эту массу и даем массе затвердеть. Затем вынимаем из формы и вывешиваем на улице в холодную погоду. Можно делать такой пудинг как порционный в небольших формочках. Наблюдаем за птицами и радуемся!

2. Рисуем песком из конуса.

Сделайте большой конус из листа картона. Оставьте в его вершине маленькое отверстие. К краям конуса привяжите веревочки. Повесьте конус за веревочки так, чтобы он свисал отверстием вниз – например, свисал с ветки дерева на улице или свисал с края стола. Под конусом ставим большой поднос с темной цветной бумагой на нем (дома) или подвешиваем конус над темной землей (на улице). Затыкаем пальцем отверстие в конусе и заполняем его песком, отверстие открываем. Ребенок слегка раскачивает конус и делает этими движениями песочные узоры на листе бумаги. Высыпание песка можно остановить в любой момент – для этого поднесите к отверстию заготовленную заранее мисочку или закрепите его прищепкой. Дома можно рисовать на бумаге цветным песком. Рисование песочных узоров развивает сенсомоторную координацию, фантазию ребенка.

3. Сделайте вместе с ребенком «слепки» с природы.

Возьмите на прогулку кусочки влажной глины, соленого теста или массы для детского творчества. Прижмите их к коре разных деревьев, подпишите палочкой на слепке, что это за дерево, положите в коробку и принесите домой. Сравните, чем отличаются отпечатки коры разных деревьев. Можно также делать слепки с кирпичной стены или других поверхностей. Этот эксперимент знакомит малыша с разными фактурами. Не забудьте взять на прогулку влажные салфетки чтобы вытереть руки после игр с глиной.

4. Поиграйте в игру «С какой ветки детки?».

Каждый с закрытыми глазами выбирает себе листочек на земле. Под счет до 5-10 нужно успеть добежать до дерева, с которого этот листок мог упасть, то есть найти «с какой ветки детка». В этой игре учим малыша различать листья разных деревьев по форме, цвету, размеру, правильно называть деревья (дуб, береза, рябина, осина, клен) и их листья (дубовый листок, березовый, рябиновый, осиновый, кленовый).

5. Собирайте вместе с детьми букет листочков с определенного дерева

Кто больше листьев соберет за минуту (например, мама собирает только дубовые листочки в свой букет, малыш — только осиновые). Если листья чистые, то можно потом сплести из них венки.

6. Сшейте перчаточные игрушки.

На старые ненужные перчатки или рукавички малыша нашейте пуговицы – глазки и носик (пуговицу или треугольник из фетра). Получатся перчаточные игрушки, которые удобно брать на прогулку, надевать на ручки и разыгрывать диалоги.

7. Поиграйте в клад.

Даем ребенку сумку или коробку, в которую он может собрать любые «сокровища» — камушки, веточки, листочки, мелкие игрушки и предметы. Затем ставим задачу – на ощупь найти в коробке нужный предмет из «сокровищ» ребенка. Игра способствует развитию мелкой моторики.

8. Сделайте нарисованный гербарий из отпечатков листьев от разных деревьев.

Приносим с прогулки осенние листочки, одну сторону каждого листочка намазываем густым слоем краски. Аккуратно накрываем листом альбома и прижимаем. На бумаге остается отпечаток листа.

9. Нарисуйте отпечатки осенних листьев карандашами.

На стол кладем лист плотной бумаги и прикрепляем его скотчем. На него кладем листочек с дерева, еще выше – лист из альбома для рисования. Следим, чтобы листок не передвинулся под бумагой. Начинаем раскрашивать бумагу цветными карандашами так, чтобы получился отпечаток листочка. Карандаш нужно держать под наклоном.

10. Выкладывайте из осенних листочков на земле буквы и цифры, силуэты разных фигур.

Вместе с листьями для выкладывания фигур можно использовать палочки, камушки и сучки деревьев.

11. Сделайте для ребенка печатки из картофелин.

Делим картофелину пополам и вырезаем на внутренней стороне любое простое изображение. Учтите, что отпечатываться будут только выпуклые части. Опускаем печатки в штепсельную подушечку и делаем оттиски на большом листе бумаги. Можно делать печатки и из других овощей – лука, моркови, зеленого перца.

12. Поиграйте в игру «Трик – трак».

Вы говорите утверждение об осени (например: «Октябрь наступает. Птицы к нам прилетают. Так бывает или не бывает?» или «Осень пришла, медведь в берлогу на зиму улегся. Так бывает или не бывает?» или «Осенью дни стали длиннее. Так бывает или не бывает?». Ребенок отвечает либо «Трик –трак, это не так» (и прячет ручки за спину). Или «Трик – трак, это так» и протягивает к Вам ладошки. Его задача – ни разу не ошибиться в ответ на Ваши подвохи. В игре закрепляем представления малыша об осени и уточняем их.

13. Осенью удобно и интересно играть с ходулями во дворе.

Можно использовать две одинаковые пустые прочные металлические банки. В каждой банке делаются два отверстия, в них продергивается шнур и завязывается в кольцо так, чтобы ребенок мог при ходьбе за него держаться. Ребенок пробует ходить на этих «ходулях». Это упражнение развивает координацию движений. Можно делать не ходули, а следы на веревочках (например, из старого плотного туристического коврика) и ходить на них по разным траекториям и маршрутам (по прямой линии, назад, зигзагом, по кругу, по волнистой линии).

14. Во время осенней прогулки послушайте звуки вокруг себя. Кто что услышит за минуту?

15. Загадывайте с помощью разноцветных листочков задачки «Продолжи узор».

Малышу нужно угадать загаданную последовательность и продолжить ее. Например: красный – желтый – красный – желтый. Или большой – маленький – большой (любой формы и цвета) – маленький. Или продолговатый – круглый и т.д.

16. Сделайте с малышом «картофельного человечка» и понаблюдайте с помощью его за развитием семян.

Возьмите большую свежую картофелину. Вырежете с одного ее конца немного мякоти. Затем срежьте картофелину с другой стороны так, чтобы она могла ровно стоять на блюдце. Далее всё выполняет уже ребенок. Он смачивает вату водой и укладывает ее в отверстие картофелины. Проследите, чтобы вата была очень хорошо пропитана влагой. Малыш посыпает немного семян травы (или горчицы, кресс – салата) на влажную вату. Картофелину ставим на блюдце с водой и наблюдаем за семенами. Через несколько дней у картофельного человечка появятся «волосы» — вырастут первые ростки. Можно сделать картофельному человечку глазки, чтобы получилась смешная рожица.

17. Поиграйте в игру «А ну-ка, найди».

Попросите малыша на прогулке отыскать мокрый камень, прямую длинную палочку, круглый предмет, прозрачный предмет, изогнутую «как буква Г» веточку и т.д. Называйте разные свойства и качества предметов окружающего мира (форма, цвет, размер, фактура и т.д.)

18. Загадайте ребенку логические задачки об осенней погоде.

Например: «Мальчик одевался, чтобы пойти в школу. Мама подошла к закрытом окну, посмотрела на улицу и сказала: «Какой сильный ветер, одевайся потеплее». Как мама узнала. Что на улице сильный ветер, ведь окно было закрыто?» На нашем сайте «Родная тропинка» в бесплатных материалах Вы найдете много вариантов осенних логических задачек для детей.

19. Сделайте с малышом интересное упражнение для развития координации движений «Качели для листовичка» (для осеннего листочка, шишки и т.д.).

Вам понадобится ленточка длиной примерно 40 см и кусок линолеума или пластика примерно 6Х10 см. В куске делаем два крупных отверстия (как в крупной пуговице). Задача ребенка – просунуть ленту в отверстия и сделать качели так, чтобы Листовичок мог на них покачаться. Ребенок берется за края ленты и раскачивает «качели». «Хвосты» ленты должны быть одинаковыми по длине, иначе качели выйдут кривыми – развиваем глазомер.

20. Сделайте вместе с малышом опыт, который покажет ребенку, зачем осенью животные меняют шубки на зимние, более теплые.

Вам понадобится шерстяная перчатка или рукавичка и два кубика льда из морозильной камеры. Пусть ребенок наденет на одну руку перчатку. Положите ему на ладошки по кубику льда на 5 секунд. Какой руке быстрее стало холодно? Почему? Делаем вывод о том, что кожа не пропускает воду, но не защищает от холода и морозов.

А что же происходит с животными, у которых нет шерсти? (тюлени, моржи, киты) Как же они защищаются от холода? У них есть под кожей жировой слой, который сохраняет тепло. Давайте это проверим вместе с ребенком. Возьмите растительное масло, два полиэтиленовых пакета и 2 новых кубика льда. Вылейте масло в ладошку ребенку и засуньте руку, смазанную маслом, в пакет. Другую руку (без масла) тоже засуньте в пакет. Пакет будет выполнять роль «кожи», а масло – роль «жира». Положите на ладошки, укрытые пакетами, по кубику льда. Подержите 5 секунд. Какой руке холоднее? Почему?

Желаю Вам интересных и радостных игр с детьми и новых идей!

Валасина Ася, автор сайта «Родная тропинка», кандидат педагогических наук, ведущая Интернет-Мастерской развивающих игр «Через игру – к успеху!»

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ ДОМА ПО МЕТОДУ ШИЧИДЫ
Профессор Макато Шичида считает, чтобы воспитать гения нужно всего лишь заниматься с ребенком буквально с рождения, развивая в нем правое полушарие, постепенно вводя игры и для развития левого полушария. Если ребенок сможет развить оба полушария, ему будет легко учиться, запоминать любую информацию и решать сложные задачи.
Метод Шичиды только начинает обретать популярность в России и школ раннего развития, использующих этот метод, не так много. Поэтому предлагаем родителям начать развивающие занятия по методу Шичиды дома.

Для начала определитесь, когда вы будете заниматься с малышом. Лучше, чтобы постоянно в одно и то же время дня. Хорошо, если занятие начинается с любимой песенки. Поете с малышом, а потом можете сказать, какой сегодня день недели и какая погода. Далее выполняем пункт за пунктом:

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ
⃣ Релаксация под музыку с «альфа» волнами
Включаем музыку (она звучит на протяжении всего занятия), садимся удобнее, а малыша сажаем на колени лицом к себе.

⃣ Дыхательное упражнение
Ребенку нужно подуть на бумажную пчелку или бабочку. Эти игрушки лучше периодически обновлять, чтобы малыш не потерял интерес. А со временем можно просто дуть на воображаемые вещи: пусть ребенок представит одуванчик или снежинки и дует на них.

⃣ Упражнение «шар энергии»
В ладони берем шар энергии, катаем, как ком снега, и словно выливаем себе на макушку. Потом снова берем шар энергии, катаем между ладонями и выпиваем эту энергию. Звучит очень странно, но именно так делают в школах Шичиды.

⃣ «Внушение»
Улыбаясь, тихо говорим ребенку три фразы «Ты – особенный», «Ты любим», «Ты можешь все» или что-то подобное. Не обязательно говорить именно так. Главное, донести до ребенка, как вы его любите.

⃣ Тренировка воображения
С самыми маленькими можно просто поиграть в ролевую мини-игру: показать как гномик гуляет, как ест, как спит. С детьми постарше можно помечтать: представь, что мы сели в паровозик и поехали к бабушке. Какой бабушка пирог испекла? С морковкой?.. Вкусный, наверное! И так далее.

⃣ Тренировка экстрасенсорики

✔ Упражнение на телепатию – (ребенок к этому времени до сих пор сидит у вас на коленях или очень близко) – маме нужно представить фигуру любого цвета и мысленно послать ее своему ребенку, а потом спросить малыша, что он увидел. Например: «Я посылаю тебе кружок, какого он цвета?». Похвалите ребенка в любом случае. Со временем можно телепатировать самые разные предметы.
✔ Упражнение на интуицию – начинаем с самого простого: просим малыша угадать, в какой руке сидит зайчик? Под которым листочком спрятался жучок? Потом усложняем: предлагаем три киндер-яйца и спрашиваем, в котором сидит мишка и тому подобные задания. Количества яиц или картинок со временем увеличиваем. Для начала выбор может делать родитель. Таких упражнений может быть сколько угодно по желанию малыша.

⃣ Гимнастика для глаз
Для самых маленьких берем колокольчик и водим и звеним им вверх-вниз, влево-вправо. Для детей постарше гимнастику можно найти в интернете.

⃣ Флэш-карточки – это картинки на самые разные темы (например, цветы, транспорт, дикие животные)
Шичида советует начинать со 100 штук. Каждую карточку показываем не больше 1 секунды. Оптимальный вариант — 0.5 секунд, что, конечно, нелегко, потому что нужно обязательно успеть назвать карточку. Быстрый показ важен, потому что именно при большой скорости активизируется правое полушарие мозга. А называть карточку нужно для одновременного подключения и левого полушария — так происходит синхронизация полушарий мозга.
Необходимо помнить, что целью флэш-карточек не являются энциклопедические знания. Одни и те же наборы карточек можно показывать не ранее, чем через полгода и не больше трех раз. В школах Шичиды карточки бумажные, но в домашних условиях одной семье было бы тяжело заниматься изготовлением такого количества карточек. Поэтому сегодня многие родители флэш-карточки делают в виде компьютерных презентаций.

⃣ Игры на развитие фотографической памяти

✔ Похожие картинки. Для этой игры нужны картинки, которые немного отличаются друг от друга. Например, на одной нарисован гномик в синей шапочке, а на другой – в красной. На доли секунды демонстрируем ребенку одну из картинок (лучше А4 формата), а затем показываем обе и спрашиваем, какую он уже видел.
✔ Размести правильно. Нужно показать любые картинки (маленького размера), размещенные на «сетке»: для начала это могут быть три картинки, помещенные на полоске, разделенной на три равные части. Показываем не более 1 секунды, а затем просим ребенка разложить те картинки по местам. Для самых маленьких: покажи мишке его домик и т.п.
✔ Найди новую картинку. Очень быстро показываем и называем несколько картинок (начните с трех). А затем раскладываем перед ребенком эти картинки + еще одну, которую малыш еще не видел. Задача – указать на эту картинку или назвать ее.
✔ Кто спрятался? Также очень быстро показываем картинки, потом все, кроме одной, раскладываем перед ребенком, а он пробует вспомнить, какой картинки не хватает.
✔ Мандала. Это картинка обычно в виде любой геометрической фигуры. Мандала может быть простой – синий треугольник с желтым кругом внутри, а может быть очень сложной – например, круг, внутри которого нарисованы разные фигуры. Ребенок в данном случае 1-5 секунд смотрит на мандалу, а затем на такой же, но уже бесцветной мандале, отмечает карандашами, как она была окрашена.
✔ Абсурдная история или память «цепочкой».Требуется воссоздать смешную историю в картинках. Мама из набора карточек (для начала 3 штуки) сочиняет сюжет типа: ворона прыгнула в речку, которая пахла как роза. Соответственно, перед ребенком лежат картинки – ворона, река и роза. Сначала мама 1-2 раза рассказывает историю, а потом перемешивает карточки, и ребенок пытается вспомнить сюжет. В школах Шичиды со временем дети начинают запоминать расположение сотен картинок лишь один раз взглянув на них. И делают это уже без какой-либо истории.

⃣⃣ Занятия на цветовосприятие, музыкальный слух, развитие тактильных ощущений, игры на узнавание запахов, поэзия и творческие занятия
Всем этим можно заняться сразу после основного блока. В интернете можно найти массу примеров, как можно развивать слух, обоняние, цветовосприятие и осязание.

⃣⃣ «Внушение», описанное выше, завершает занятие
В конце можно снова спеть вместе любимую песенку. Шичида советует заниматься так по 30-40 минут в день. А остальное время позволить ребенку играть.

Профессор Шичида считал, что самое главное в этих уроках – занятия, описанные в пунктах с 1 по 6 включительно. И особое значения для развития правого полушария имеет тренировка воображения. А когда последнее развито, можно с легкостью развить и фотографическую память, и уникальные математические, и даже экстрасенсорные способности.
Также очень важным условием успеха являются доверительные и близкие отношения между малышом и родителями, потому что перед занятием очень важно расслабиться.

✔ Оставьте на более зрелый возраст (3-4 года) изучение цифр и букв и другие подобные занятия, стимулирующие преждевременное развитие левого полушария мозга. Научите ребенка играть в ролевые игры с игрушками-заменителями (например, кубик может на время стать паровозиком, а карандаш — ложкой) – это развивает воображение, что очень полезно.
✔ Чаще мечтайте с ребенком, представляя, как вы поедете на море или пойдете в зоопарк. Используйте простые предложения, описывая, что вы будете делать и что увидите. Ребенок будет представлять, а это ни что иное, как – тренировка воображения.
✔ Также очень полезно с рождения давать ребенку предметы, как в правую, так и в левую руку. Учите малыша есть и рисовать и левой, и правой рукой. Для синхронизации полушарий мозга можно рисовать сразу обеими руками. Например, в этом плане очень полезна игра на фортепиано.

Слушайте музыку, пойте, танцуйте, играйте с тактильными мешочками, вдыхайте разные запахи, пробуйте разные вкусы, изучайте оттенки цветов, занимайтесь творчеством – это позволит хорошо развить правое полушарие мозга.

РАЗВИВАЙТЕСЬ ВМЕСТЕ С НАМИ!

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Для того чтобы научиться выговаривать многие звуки, ребенок должен делать достаточно сильный вдох через рот. Ниже приведены упражнения, в которых ребенку в игровой форме предлагается подуть на различные предметы. Цель дыхательных упражнений — увеличение объёма вдыхаемого и выдыхаемого воздуха с последующей вокализацией выдоха. Такие игры помогут ребенку достичь плавного вдоха и быстрее освоить «трудные» звуки, развить речевое дыхание.

«Пчёлка, лети! »
Цель: Выработка длительного непрерывного ротового выдоха.

Отчего цветок дрожит?
Посредине кто жужжит?
Я приблизилась слегка,
Пчелка взмыла в облака!
Зажужжала, позвала
В небо синее пчела.
Л. Буртан

«Лягушонок»
Цель: Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха) .

По кувшинкам,
Как пружинка,
Лягушонок прыг-прыг-прыг!
По листочкам,
По цветочкам,
В воду с брызгами — бултых!
Выплывает,
Отдыхает,
Греется на солнышке,
А на листике,
Качаясь,
Думает, что в лодочке!
Л. Алейникова

«Божья коровка полети на небо»
Цель: Выработка длительного непрерывного ротового выдоха.

Божья коровушка,
Полети на облачко,
Принеси нам с неба,
Чтобы было летом:
В огороде – бобы,
В лесу – ягоды, грибы,
В роднике – водица,
Во поле – пшеница.

***

Божью Коровку можно поймать,
Черные точки пересчитать.
Раз, два, три. Не успела!
Божья коровка моя улетела!
О. Ребрикова

* * *

Посмотри скорее, Вовка!
Это – божия коровка!
Красненький кружочек,
Много чёрных точек.
Крылья раскрывает,
В небо улетает.
Ю. Дулепина

«Стрекоза»
Цель: Выработка длительного, направленного, плавного ротового выдоха.

Жила была стрекоза
Длинные крылья, большие глаза
Утром проснется, росой обольется
В зеркальце мило себе улыбнется
Как я красива право сказать,
Ни передать, ни пером описать.
А. Алферова

«Сдуй снежинку»
Цель: Обучение плавному, свободному выдоху.

Чтоб не таяли снежинки
На ладошках у Маринки,
Подсказали ей синички
Спрятать ручки в рукавички.
М. Даценко

«Горячий чай»
Цель: Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха) .

Оборудование: Чашка с блюдцем наклеивается на картон, «пар» вырезается из голубого полиэтиленового мешочка и прикрепляется к чашке с помощью скотча.

Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай, чтобы он быстрее остыл. Ребенок дует а “пар”. Если правильно дует то “пар” отклоняется от чашки. Показ действия сопровождается словами: “Наберу воздуха и подую на чай”.

«Подуем на листочки»
Цель: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха.

Взрослый показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт.
Повторить 4-5 раз.

Мы листочки, мы листочки,
Мы веселые листочки,
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул – полетели.

«Огонечек пляшет»
Цель: учить контролировать силу ротового выдоха (вдох носовой) .

Взрослый дает образец длительного несильного ротового выдоха перед свечой, затем побуждает ребенка сделать так же.

У восковой девицы,
Вся коса искрится,
Только дунет ветерок,
Затанцует огонек.

***

Сгорает тонкий фитилёк,
Стекает воск, и огонёк
На ней задорно пляшет.
Уютно в доме нашем!

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ:

1. «Магазин»

Вы можете отправить ребенка в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 1—2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5 —7. В этой игре полезно менять роли: и взрослый, и ребенок по очереди могут быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», «Игрушки» и любые другие.

2. «Пары слов»

Предложите ребенку запомнить несколько слов, предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например, вы называете пары «кошка — молоко», «мальчик — машина», «стол — пирог» и просите запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями.

3. «Восстанови пропущенное слово»

Ребенку зачитываются 5 — 7 слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Ребенок должен назвать пропущенное слово. Вариант задания: при повторном прочтении можно заменить одно слово другим (из одного семантического поля, например корова — теленок; близким по звучанию, например стол —стон); ребенок должен найти ошибку.

4. «Рыба, птица, зверь»

Лучше, если в этой игре участвуют несколько человек. Ведущий (сначала это должен быть взрослый) указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица…» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать в данном случае птицу. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру, если ответ неверный — ребенок выбывает из игры. Названия не должны повторяться. Эту игру можно проводить в разных вариантах, когда дети называют, например, цветок, дерево и фрукт, мебель, имя.

5. «Повтори и продолжи»

Ребенок называет какое-нибудь слово. Следующий участник игры повторяет это слово и добавляет новое. Таким образом, Каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце новое слово. Варианты игры: составление рядов из слов одной обобщающей группы (например: ягоды, фрукты, животные, мебель, посуда и т.д.); из определений к существительному (например: «Арбуз какой?» Ответы: «Зеленый полосатый, сочный, сладкий, большой, круглый, спелый, тяжелый, вкусный (и т.д.)»). Более сложным является задание на составление связного рассказа, когда каждый из участников, повторяя предыдущие предложения, добавляет свое.

6. «Запомни нужные слова»

Из предложенных фраз (рассказов) ребенок запоминает только те слова, которые обозначают: погодные условия, транспорт, растения и т. п.

7. «Зашифруй предложение»

Для запоминания даются короткие завершенные высказывания, например; «Волк выбежал из леса», «Дети играли во дворе» и т.д.
Попросите ребенка «зашифровать» предложение с помощью условных изображений так, чтобы запомнить его (например: волк + елка + стрелка и т. п.). В течение одного занятия рекомендуется давать для запоминания не более 2 — 3 фраз.

8. «Пиктограмма»

Ребенку читается текст. Для того чтобы его запомнить, он должен каждый смысловой фрагмент как-то изобразить (зарисовать). Затем ребенка просят по его зарисовкам воспроизвести рассказ.

9 «Придумай, как запомнить слова»

Объясните ребенку, что, для того чтобы хорошо запомнить материал, можно использовать такой прием, как классификация, т.е. объединение в группы похожих чем-то предметов.
Теперь предложите ему запомнить набор слов, используя этот принцип: роза, вишня, тюльпан, огурец, ель, слива, дуб, гвоздика, томат, сосна, яблоко; машина, картошка, самолет, огурец, троллейбус, помидор, солнце, лук, лампа, поезд, фонарь, свеча.

10. «Стенограф»

Для этого задания потребуются соответствующие картинки, лист бумаги и карандаш. Ребенку читается небольшой рассказ в течение 1 — 2 мин. В это время он должен обозначать:
· события (действия) — карточками с картинками, подбирая и выкладывая их, следуя за ходом рассказа;
· каждое предложение — чертой и затем указывать количество предложений в рассказе;
· каждое слово — одним штрихом и затем указывать количество слов в рассказе.

11. «Цепочка ассоциаций»

Необходимо запомнить 30 — 40 не связанных между собой слов, например: дом, кот, лес, апельсин, шкаф, змея, книга, пожар, крокодил и т.д. Для этого необходимо применить метод искусственных ассоциаций, который издавна использовался носителями феноменальной памяти. «Представьте себе дом, по которому ходит пушистый кот, который выпрыгивает в окно и оказывается в лесу, где на деревьях растут апельсины. Вы срываете апельсин, чистите его, и вдруг в нем оказывается шкаф, в углу которого притаилась змея, и т.д. Скрепив так между собой все слова, вы неожиданно убедитесь, что припоминаете их в нужном порядке от начала до конца». Такая тренировка, как легко понять, может быть перенесена затем на запоминание любого учебного материала.

Необходимо научить ребенка таким широко известным мнемотехникам, как «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» (очередность цветов радуги), «Сегодня мы видим Землю много южнее склона Урала и Нептун с Плутоном» (порядок расположения планет Солнечной системы) и т.д.

Автор: А.В. Семенович

РАЗВИВАЙТЕСЬ ВМЕСТЕ С НАМИ!

 Консультация для родителей  Игры для развития мелкой моторики рук у старших дошкольников

Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает творческие способности. Предлагаю вашему вниманию ряд простых, но полезных и увлекательных упражнений, которые могут дополнить игры дошкольников. Данный материал будет полезен воспитателям детских садов, логопедам, родителям детей дошкольного возраста.
1. Бусы
Цель: развивать точность движений, закрепить знание цветов.
Что необходимо: крашенные макароны, длинный шнурок.
Как играем: нанизываем макароны на шнурок, можно предложить определённое чередование цветов макарон.


2. Упражнения с пинцетом
Цель: развивать точность движений, закрепить знание цветов.
Что необходимо: пинцет, мелкие «пуговички» (я сделала их из влаговпитывающих салфеток для кухни с помощью дырокола), несколько маленьких мисочек.
Как играем: раскладываем с помощью пинцета «пуговички» по цвету в разные мисочки (формы).


3. Упражнения с прищепками
Цель: развивать точность движений, внимание.
Что необходимо: коробка, прищепки, набор парных картинок.
На край коробки и на прищепки наклеить картинки.
Как играем: взять прищепку с любой картинкой, на коробке найти такую же картинку, прицепить на край коробки прищепку.


4. Дорожки
Цель: развивать точность движений, умение ориентироваться на листе бумаги.
Что необходимо: лист картона, природный материал (мелкие камешки, ракушки, фасоль, горох), мелкие пуговицы.
Как играем: на листе картона выкладываем извилистые дорожки материалом по выбору.


5. Выкладывание по контуру
Цель: развивать точность движений.
Что необходимо: набор листов с контурным изображением предметов, цветные скрепки, пуговицы, природный материал (ракушки, мелкие камешки, фасоль).
Как играем: предложить выбрать фигуру, по заданному контуру с помощью выбранного материала выложить фигуру, можно предложить «закрасить» фигуру.


6. Картина из бусин
Цель: развивать точность движений, творческое воображение.
Что необходимо: лист картона, набор цветных бусин.
Как играем: на листе картона выложить рисунок по желанию.


7. Скручивание лент
Цель: развивать точность движений.
Что необходимо: прикреплённые длинные атласные ленты с приклеенной на конце небольшой палочкой (например, от мороженого)
Как играем: предложить скрутить ленты от одного края к другому.


8. Ажурный рисунок
Цель: развивать точность движений.
Что необходимо: зубочистка или шпажка, лист с нарисованным простым рисунком, буквой, цифрой или вырезанная из картона фигура-шаблон, сложенная в несколько слоёв ткань.
Как играем: лист с рисунком положить на сложенную в несколько слоёв ткань, ребёнок зубочисткой или шпажкой прокалывает дырочки по контуру рисунка, по окончании работы посмотреть рисунок на свет.


9. Покорми птичку
Цель: развивать точность движений.
Что необходимо: картонная коробка с наклеенным рисунком птички, около клюва сделать небольшую дырочку; горсть пшеницы, фасоли, гороха.
Как играем: в дырочку бросать по одному зёрнышку.

 Игры для развития мелкой моторики рук у старших дошкольников

Стихи о зиме

Стихи о зиме для детей

Снежок

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,

Сегодня — посмотри! –

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,

Как мел, скрипуч и сух.

И ловит кошка рыжая

Весёлых белых мух.

Н. Некрасов

Дед Мороз

Он к бровям моим прирос,

Он залез мне в валенки.

Говорят, он — Дед Мороз,

А шалит, как маленький.

Он испортил кран с водой

В нашем умывальнике.

Говорят, он с бородой,

А шалит, как маленький.

Он рисует на стекле

Пальмы, звёзды, ялики.

Говорят, ему сто лет,

А шалит, как маленький!

Тараховская Е.

 

Снегири

Выбегай поскорей

Посмотреть на снегирей.

Прилетели, прилетели,

Стайку встретили метели!

 

А Мороз-Красный Нос

Им рябинки принёс.

Хорошо подсластил

Зимним вечером поздним

Ярко-алые грозди.

А. Прокофьев

 

Опять зима

Кружась легко и неумело,

Снежинка села на стекло.

Шёл ночью снег густой и белый —

От снега в комнате светло.

Чуть порошит пушок летучий,

И солнце зимнее встаёт.

Как каждый день — полней и лучше,

Полней и лучше Новый год…

А. Твардовский

 

Снежинки

Летают снежинки,

Почти невидимки,

Как много всегда их зимой.

И вот я снежинку-

Пушистую льдинку —

Поймал наконец-то рукой.

Заплакала тихо

Хрустальная льдинка…

На тёплой ладони

Осталась слезинка.

Аркадий Мельников

Зимняя радость

Белый снег-снежок

Жжётся, колется.

Выходи, дружок,

За околицу.

Там снежком гора

Припорошена,

Там лыжня вчера

Мной проложена.

Побежим с тобой

К лесу синему,

Принесём домой

Радость зимнюю.

Г. Ладонщиков

Новая шубка

В лес примчался

Первый снег.

Попросился

Но ночлег…

Перепуганный

Не в шутку,

Примерять стал

Зайчик шубку!

Без иголки,

Без портного

Шубка новая готова!

Г.Новицкая

 

Зима

Жили-были в тучке точки:

Точки-дочки и сыночки —

Двадцать тысяч сыновей!

Двадцать тысяч дочерей!

Сорок тысяч белых точек —

Сыновей и точек-дочек —

Сразу за руки взялись

И на землю понеслись

Э.Мошковская

 

Под утро

Вечер тихий и морозный,

Только снега нет и нет.

За окном включили звёзды,

В доме выключили свет.

 

Из-за леса туча вышла.

Дом притих и замолчал.

Ночью кто-то еле слышно

В окна лапками стучал.

 

А под утро в серебристой,

В белоснежной тишине

Кто-то чистый и пушистый

На моём лежал окне.

В.Орлов

 

Снежок

Я снежок в руках

Лелею

И своим дыханьем

Грею.

 

Посмотрите,

Мой снежок

Превратился в ручеёк!

 

Ах, не стойте

На пути!

Он спешит

Весну найти!

Г.Новицкая

 

Зима-портниха

В лесную чащу тихо

Вошла зима-портниха.

Березки очень рады:

— Спасибо за наряды!

 

Пушистые и белые

Зима наряды сделала

И для лесов, и для полей —

Пускай им будет потеплей!

 

Деревьям всем в лесочке,

Зима дала платочки,

А в шубки их одела —

Сама повеселела!

А. Островский

 

Зимние краски

Заготовила зима

Краски все для всех сама.

Полю — лучшие белила,

Зорям — алые чернила.

 

Всем деревьям — чистые

блестки серебристые.

А на улице — ребят

разукрасила подряд.

 

Как художник, красит разным:

кто играет — красит красным.

Кто боится шевелиться —

краска синяя годится.

 

Ни за что не выпросить

по-другому выкрасить!

Фетисов В.

 

Разукрасилась зима…

Разукрасилась зима:

На уборе бахрома

Из прозрачных льдинок,

Звездочек-снежинок.

 

Вся в алмазах, жемчугах,

В разноцветных огоньках,

Льет вокруг сиянье,

Шепчет заклинанье:

 

-Лягте, мягкие снега,

На леса и на луга,

Тропы застелите,

Ветви опушите!

 

На окошках, Дед Мороз,

Разбросай хрустальных роз

Легкие виденья,

Хитрые сплетенья.

 

Ты, метелица, чуди,

Хороводы заводи,

Взвейся вихрем белым

В поле поседелом!

 

Спи, земля моя, усни,

Сны волшебные храни:

Жди, в парчу одета,

Нового рассвета!

М. Пожаров

 

Белые стихи

Снег кружится,

Снег ложится —

Снег! Снег! Снег!

Рады снегу зверь и птица

И, конечно, человек!

Рады серые синички:

На морозе мерзнут птички,

Выпал снег — упал мороз!

Кошка снегом моет нос.

У щенка на черной спинке

Тают белые снежинки.

Тротуары замело,

Все вокруг белым-бело:

Снего-снего-снегопад!

Хватит дела для лопат,

Для лопат и для скребков,

Для больших грузовиков.

Снег кружится,

Снег ложится —

Снег! Снег! Снег!

Рады снегу зверь и птица

И, конечно, человек!

Только дворник, только дворник

Говорит: — Я этот вторник

Не забуду никогда!

Снегопад для нас — беда!

Целый день скребок скребет,

Целый день метла метет.

Сто потов с меня сошло,

А кругом опять бело!

Снег! Снег! Снег!

С. Михалков

 

Сколько шапок разных-разных!

Сколько шапок

разных-разных!

Синих, красных,

чистых, грязных!

В разных шапках

много разных —

даже грустных

и несчастных.

Снег посыпал

густо-густо

и засыпал

грустных-грустных…

Нет ни грустных,

ни ворчливых —

много белых и счастливых!

Э. Мошковская

 

У матушки тучи, за белой горою…

У матушки тучи, за белой горою,

Родилась снежинка холодной порою.

 

Студеная буря дочурку качала,

В туманы ночные её пеленала.

 

А выросла дочка и просит у тучи:

— Ах, мама! Покину я горные кручи!

 

Ах, матушка туча, я вниз полечу,

Я землю потрогать ладошкой хочу.

 

Зима

Наши окна кистью белой

Дед Мороз разрисовал.

Снегом полюшко одел он,

Снегом садик закидал.

 

Разве к снегу не привыкнем,

Разве в шубу спрячем нос?

Мы как выйдем да как крикнем:

— Здравствуй, Дедушка Мороз!

 

Нам кататься, веселиться!

Санки легкие — в разбег!

Кто промчится, будто птица

Кто свернется прямо в снег.

 

Снег пушистый мягче ваты,

Отряхнемся, побежим.

Мы — веселые ребята,

От мороза — не дрожим.

Л. Воронкова

 

Зима

Зима негаданно-нежданно

Пришла на черные поля.

Еще вчера была туманна

Дождем одетая земля.

 

Деревья жалобно скрипели,

Ручьи холодные текли…

И вдруг метели налетели

И сколько снега намели!

 

И тени медленно ложатся

На сад, на кровли, на скамью,

Снежинки вьются и кружатся

И рвутся в комнату мою.

 

Они летят, легки и ломки

И ослепительнее звезд,

Как будто в синие потемки

Дрожащий перекинут мост.

Е. Благинина

Поделки из бумаги Петушок и Курочка на Новый год 2017
Предлагаем сделать на Новый год петуха и курицу из бумаги. Техника исполнения называется бумагопластика. Эти бумажные поделки могут стать символом вашей крепкой семьи на весь год 2017 символического животного по Восточному гороскопу. Можно изготовить их своими руками вместе с вашим малышом. Ему понравится такое творчество! Петушок и курочка украсят ваш новогодний стол, а затем и комнату вашего ребенка. Попробуйте сделать, это очень просто.
podelki-iz-bumagi-petushok-i-kurochka-na-novyj-god-2017-1
Вам понадобится: гибкая, держащая форму, цветная бумага карандаш линейка ножницы клей скрепка для бумаг декоративные «глазки»
Мастер-класс с фото Петух и Курица из бумаги
Сделайте заготовки птичек из прямоугольных листов бумаги, сложенных пополам. По сгибу начертите 7-10 наклонных прорезей ( примерно через 1 см.).
Угол наклона прорезей составляет 50-70 градусов, а глубина составляет 3/4 высоты сложенного листа.
podelki-iz-bumagi-petushok-i-kurochka-na-novyj-god-2017-2
Вверху — схема курочки, внизу — схема петуха (без гребешка).
Как сделать петуха из бумаги
1. Прямоугольный лист цветной бумаги размером 13,5 x 10 см складываем напополам по большой стороне. Карандашом прорисовываем голову петушка, намечаем наклонные полосы для разрезания.
podelki-iz-bumagi-petushok-i-kurochka-na-novyj-god-2017-3
3. Вырезаем по намеченным линиям.
podelki-iz-bumagi-petushok-i-kurochka-na-novyj-god-2017-5
4. Рисуем гребешок.
podelki-iz-bumagi-petushok-i-kurochka-na-novyj-god-2017-6
5. Клюв и бородку.
podelki-iz-bumagi-petushok-i-kurochka-na-novyj-god-2017-7
6. Наклеиваем детали головы.
podelki-iz-bumagi-petushok-i-kurochka-na-novyj-god-2017-8
7. Правый край заготовки (хвост) нужно вогнуть вовнутрь.
podelki-iz-bumagi-petushok-i-kurochka-na-novyj-god-2017-9
8. И соединить с обратным краем заготовки ( грудкой петушка).
podelki-iz-bumagi-petushok-i-kurochka-na-novyj-god-2017-10
9. Зафиксировать.
podelki-iz-bumagi-petushok-i-kurochka-na-novyj-god-2017-11
10. Склеить соединенные части.
podelki-iz-bumagi-petushok-i-kurochka-na-novyj-god-2017-12
Петушок из бумаги готов.
Как сделать курицу из бумаги
1. Прямоугольный лист цветной бумаги 13,5 x 10 см складываем пополам по большой стороне. Карандашом прорисовываем голову, намечаем наклонные полосы для разрезания.
podelki-iz-bumagi-petushok-i-kurochka-na-novyj-god-2017-13
2. Вырезаем по намеченным линиям.
podelki-iz-bumagi-petushok-i-kurochka-na-novyj-god-2017-14
3. Вырезаем детали: хохолок, глазки.
podelki-iz-bumagi-petushok-i-kurochka-na-novyj-god-2017-15
4. Правый край заготовки (хвост) нужно вогнуть вовнутрь.
podelki-iz-bumagi-petushok-i-kurochka-na-novyj-god-2017-16
5. И соединить с обратным краем заготовки (грудкой курочки). podelki-iz-bumagi-petushok-i-kurochka-na-novyj-god-2017-17
6. Зафиксировать.
podelki-iz-bumagi-petushok-i-kurochka-na-novyj-god-2017-18
7. Соединенные части склеить.
podelki-iz-bumagi-petushok-i-kurochka-na-novyj-god-2017-19
Поделки Петух с Курицей из бумаги готовы. Приятного творчества!
podelki-iz-bumagi-petushok-i-kurochka-na-novyj-god-2017-20
podelki-iz-bumagi-petushok-i-kurochka-na-novyj-god-2017-21
В мастер-классе использованы идеи из книжки В.И. Малкова «Бумажные фантазии». Птицы. .

«Делаем поделки из овощей и фруктов» к проекту «Что нам осень подарила?»

Глазная гимнастика

Картотека дыхательной гимнастики

Здоровьесберегающие технологии в режимных моментах

Бодрящая гимнастика

Утренняя гимнастика

Солнышко лучистое любит скакать

 

 

Зарядка для зверят

Веселая зарядка

 

Музыка для сна

 

Снежинки из бумаги своими руками
Мастер – класс с пошаговым фото «Объемные снежинки»

Автор: Соколова Ирина Анатольевна, воспитатель.

Цель: Изготовление украшений для новогоднего интерьера в доме, в детском саду, в школе и т.д.
Объёмная снежинка № 1.
1. Для выполнения данной снежинки понадобится:
• 2 листа белой или голубой бумаги формата А4
• Клей ПВА
• Ножницы

2. Свернуть каждый лист так, чтобы получился треугольник, лишнюю бумагу отрезаем.

3. Сгибаем ещё раз, чтобы получился треугольник.

4. Дальше, с помощью ножниц вырезаем часть треугольника по центру.

5. С правой и левой стороны делаем по три надреза, но, не разрезая до конца.

6. Раскрываем листы. У вас должно получиться по форме два цветка.

7. Берем второй слой и прикрепляем к середине цветка. Концы фиксируем с помощью клея ПВА. Так заготавливаем оба цветка.

8. Затем накладываем один цветок на другой со смещением относительно друг друга и прикрепляем их. Расправляем образовавшиеся завитки и снежинка готова!

9. Готовую снежинку можно использовать для украшения интерьеров дома, детского сада, школы и т.д.

«В декабре в детском саду проходила выставка снеговиков. Наша группа тоже приняла в ней участие. Вот, что у нас получилось.»

20160118_181408

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20160120_164728 20160120_163503 20160120_163312 20160120_163159 20160120_163019 20160120_162917 20160120_162845 20160120_162732 20160120_162658 20160120_162615