Детский сад № 42

Старший воспитатель

_MG_1537КОНСУЛЬТАЦИ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ

Консультация для молодых педагогов

«Современные технологии в ДОУ»

Современные реалии и требования предъявляемые государством к качеству образовательно – воспитательной деятельности в д/с, подразумевают, что педагог должен владеть необходимыми образовательными технологиями.

Технология происходит от греческих слов «мастерство, искусство» и «закон, наука» — это наука о мастерстве.

Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком либо деле, искусстве, мастерстве (толковый словарь).

Ядро любой технологии : цель — средства — правила их использования -результат.

Педагогическая технология  – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенных на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г.К. Селевко).

Структура педагогической технологии:

-концептуальная основа (научная база)

-содержательная часть (цели и содержание обучения и воспитания)

-процессуальная часть (формы, методы, средства, условия организации учебно-воспитательного процесса, результаты).

  • Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога.
  • Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость целей и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки.

Педагогические технологии можно  использовать как  в работе с детьми, так и в работе с педагогическим коллективом и родителями воспитанников.

Существует несколько подходов к классификации технологий.

Наиболее полная классификация принадлежит Г.К. Селевко. Она объединяет технологии по сущностным и инструментально значимым свойствам

Перечень современных образовательных технологий (по Г. К. Селевко)

  1. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

1.1. Педагогика сотрудничества

1.2. Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили

1.3. Система Е. Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека

  1. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

2.1Игровые технологии

2.2. Проблемное обучение

2.3. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е. И. Пассов)

2.4. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала

(В. Ф. Шаталов)

  1. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесс

3.1. Технология  С. Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментированном управлении

3.2. Технология уровневой дифференциации обучения.

3.3. Уровневая дифференциация обучения  на основе обязательных результатов (В. В. Фирсов)

3.4. Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И. И.Закатова)

3.5. Технология индивидуализации обучения (А. С. Границкая, В. Д. Шадриков)

3.6. Технология программного обучения

3.7. Коллективный способ обучения КСО (А. Г. Ривин, В. К. Дьяченко)

3.8. Групповые технологии.

3.9. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.

  1. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

4.1.«Экология и диалектика» (Л. В. Тарасов)

4.2.«Диалог культур» (В. С. Библер, С. Ю Курганов)

4.3. Укрупнение дидактических единиц-УДЕ (П. М. Эрдниев)

4.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М. Б. Волович)

  1. Частнопредметные педагогические технологии.

5.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н. А. Зайцев)

5.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В. Н. Зайцев)

5.3. Технология обучения математике на основе решений задач (Р. Г. Хазанкин)

5.4. Педагогическая технология на основе  системы эффективных уроков (А. А. Окунев)

5.5. Система поэтапного обучения физике (Н. Н. Палтышев)

  1. Альтернативные технологии

6.1. Вальдорская педагогика (Р. Штейнер)

6.2. Технология свободного труда (С. Френе)

6.3. Технология вероятностного образования (А. М. Лобок)

6.4. Технология мастерских

  1. Природосообразные технологии

7.1. Природосообразное  воспитание грамотности (А. М. Кушнир)

7.2. Технология саморазвития (М. Монтессори)

  1. Технология развивающего обучения

8.1. Общие основы технологий развивающего обучения.

8.2. Система развивающего обучения Л. В. Занкова

8.3. Технология развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова.

8.4. Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности

(И. П. Волков, Г. С. Альтшуллер, И. П. Иванов)

8.5. Личностно-ориентированное развивающее обучение (И. С. Якиманская)

8.6. Технология саморазвивающего обучения (Г. К. Селевко)

  1. Педагогические технологии авторских школ

9.1. Школа адаптирующей  педагогики (Е. А. Ямбург, Б. А. Бройде)

9.2. Модель «Русская школа»

9.3. Технология авторской Школы самоопределения (А. Н. Тубельский)

9.4. Школа-парк (М. А. Балабан)

9.5. Агрошкола А. А. Католикова.

9.6. Школа Завтрашнего Дня (Д. Ховард)

Технологии, используемые в работе с детьми:

  1. Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду

 – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий — становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

  1. Технология развивающего обучения

(образовательная программа ДОУ).

Развивающее обучение — направление в теории и практике образования,  ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей воспитанников обучающихся путём использования их потенциальных возможностей. Это мотивация на конкретное  действия, на познание, на новое.

Развивающая среда ДОУ, программы ДОУ.

  1. Технология проектной деятельности

Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт,  испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог может использовать подсказку, наводящие вопросы? А детям старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности

  1. Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом.

2.Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, в дошкольном учреждении в целом. Среда должна являться фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя и детей

I этап разработки проекта – целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели (а гипотеза – это и есть цель проекта). Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов лучше использовать условные схематические символы, знакомые и доступные детям. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксируются, причём независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Здесь важно, чтобы педагог проявил терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников. Для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы. Это умение является показателем высокого профессионального мастерства воспитателя, его готовности отступить от уже имеющихся стереотипов, ставя на первое место самоценность дошкольного детства как период жизни и только затем – как подготовительный этап к будущему. После составления совместного плана действий начинается

III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности. Заключительным, IV этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости  от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

  1. Технология исследовательской деятельности

Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования:

  • опыты (экспериментирование) — освоение причинно-следственных связей и отношений;
  • коллекционирование (классификационная работа) — освоение родовидовых отношений;
  • путешествие по карте — освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира);
  • путешествие по «реке времени» — освоение временных отношений (представления об историческом времени — от прошлого к настоящему).

Содержание познавательно-исследовательской деятельности

  • Опыты (экспериментирование). Состояние и превращение вещества. Движение воздуха, воды.
  • Свойства почвы и минералов. Условия жизни растений.
  • Коллекционирование (классификационная работа)
  • Виды растений. Виды животных. Виды строительных сооружений. Виды транспорта. Виды профессий
  • Путешествие по карте
  • Стороны света. Рельефы местности. Природные ландшафты и их обитатели.
  • Части света, их природные и культурные «метки»-символы
  • Путешествие по «реке времени»
  • Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды). История    жилища и благоустройства.

 

  1. Технология проблемного обучения в детском саду

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

  1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.
  2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
  3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
  4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)

В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

Первым этапом процесса решения проблемы считается поиск средств анализа условий проблемы с актуализации прежних знаний и способов действия: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного

На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения. На втором этапе решения ребенок ищет «во внешних условиях», в различных источниках знаний.

Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью, с выполнением вычислений, с построением системы доказательств, обосновывающих решение.

Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, мы создаем новую проблемную ситуацию. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях

Консультация для молодых педагогов «Современные технологии в ДОУ»

Игровые способы решения детских конфликтов

 «Ковер мира»

Ковер мира лучше изготовить заранее вместе с ребенком. Для этого можно взять кусок ткани и наклеить (а лучше нашить) на нее различные узоры. Можно облегчить задачу, использовать готовый, большой платок, на который можно наклеить какие-нибудь символы мира и согласия. Взрослым об этом напоминают голубь, земной шар и тому подобные символы, но у детей могут быть другие ассоциации. Постарайтесь их учесть. Главное, чтобы полученное творение нравилось вашим сыну или дочери и вызывало у них положительные эмоции.

Когда вы видите, что дети ссорятся и уже переходят границы приличия в своих высказываниях, то срочно воспользуйтесь этим ковром мира. Объясните детям, что это необычный ковер. Он помогает людям успокоиться и помириться, если они поссорились. Для этого расстелите ковер на полу и предложите детям сесть на него вдвоем. Теперь они могут встать только друзьями. Сходить с ковра раньше того, как дети помирились, запрещено. В то время когда ребята сидят на ковре, они должны соблюдать следующие правила: нельзя дотрагиваться друг до друга и нельзя произносить ничего, кроме фразы «Тух-тиби-дух». При этом они могут жестикулировать сколько угодно, даже махая кулаками. Главное, не задевать ими второго ребенка.

Волшебную фразу ребенок тоже может произносить так, как ему нравится: если хочет, он может грозно выкрикивать ее, может злобно шипеть, может ворчливо бурчать. Таким образом, получается забавный диалог двоих детей, сидящих на ковре мира. Как правило, они говорят свои фразы по очереди и так или иначе реагируют на эмоциональный тон таких посланий от второго ребенка. Можете не сомневаться, что даже если общение на ковре мира началось с диких грозных криков и угрожающих размахиваний, то через какое-то время дети «выдохнутся» и тон «тух-тиби-духов» станет гораздо спокойнее.

Вы все это время можете просто сидеть рядом, следя за соблюдением правил, а можете давать шутливые реплики типа: «Ух ты, как грозно!» или «Ужас, даже я испугалась!» Это поможет ребятам понять, что их отрицательные эмоции достигли своей цели. Когда же вы почувствуете, что дети уже выплеснули свои обиды и злость, немного устали и готовы к перемирию, то сообщите им, что если они протянут друг другу руки, то смогут встать с ковра мира и пойти вместе с вами на прогулку (или предложите еще что-нибудь приятное). Если дети морально готовы к этому, то пусть молча соединят мизинцы. Тогда они снова получают «право голоса» и могут вместе с вами закрепить дружбу исполнением ритуала «мирись-мирись-мирись и больше не дерись…».

Примечание. Эта игра очень эффективна при правильном ее проведении. Дело в том, что в процессе выполнения игрового задания дети получают возможность непосредственно выразить свои негативные эмоции, причем тому адресату, который их вызвал. При этом, так как они не имеют права произносить обидные слова, типичные для такого процесса в реальной жизни, у них не возникают новые обиды и не подогревается чувство злости и гнева. Запрет на «рукоприкладство» не дает возникнуть драке, при этом ребенок имеет право выражать свою ярость и физически: с помощью движений, мимики, жестов. В ходе такого непривычного для ребят способа выражения привычных чувств им часто становится смешно, а это значит, что они уже на полпути к примирению.

«Растительные обзывалки»

В этой игре используется тот же принцип решения конфликта, что и в предыдущей. Здесь поссорившиеся дети также получат право выразить свои эмоции с помощью интонаций и даже зайти немного дальше — обзывать друг друга. Пусть вас не смущает такой непедагогический метод! Ведь обзываться дети будут не обычными обидными словами, ущемляющими их достоинство, а с помощью специальной лексики, звучащей смешно и непонятно. С этой целью можно использовать любой справочник по уходу за комнатными растениями. Желательно иметь их два экземпляра, чтобы вовремя дать по одному поссорившимся детям. Тогда их ссора превратится в такую словесную дуэль: «Хавортия ты полосатая!» — «Да сам ты колеус Блюме!» — «Знаешь ты кто? Ты — колумнея мелколистная!» — «А ты — очиток красноокрашенный!» и т. д.

Как видите, такие фразы действительно внешне напоминают обзывалки, но ими сложно задеть самолюбие. Соответственно, дети смогут выразить свои обиды с помощью интонаций, а кроме того, поднять себе настроение, используя смешные и неизвестные им слова, которые могут в их фантазии рождать забавные образы. Когда вы заметите у ребят окончательное изменение настроения, то предложите им какое-то интересное совместное дело или конструктивный способ решения проблемы, из-за которой они поссорились.

Примечание. Часто споры и ссоры детей переходят в драку, так как их словарный запас для таких случаев заканчивается или у одного ребенка он явно больше, чем у другого. Тогда последний начинает ощущать себя проигрывающим словесный бой и переводит его в «кулачный». Здесь же дети окажутся совершенно в равных позициях, а их «плохая» лексика будет необыкновенно разнообразна, ведь вы подкрепите ее «растительным словариком». Так что вероятность драки практически сводится к нулю.

«Рассказ от первого лица»

Эта игра особенно пригодится тем родителям, чьи дети выматывают их, требуя восстановления справедливости и постоянно жалуясь друг на друга. Если у вас не получается предоставить детям решать их проблемы самостоятельно, то можно использовать такой метод.

Согласитесь на то, что вы выслушаете обоих детей и постараетесь помочь им разобраться в ситуации. Но при одном условии. Если ваш Андрюша будет рассказывать о том, что делал и чувствовал Коля, а Коля — об Андрюше. То есть дети должны поведать вам о том, что случилось, ведя рассказ от имени второго участника ссоры и стараясь представить себе ситуацию с его точки зрения. При этом говорить нужно от первого лица, то есть начинать предложение со слов «Я…» или «Мне…». Чтобы детям легче было поменяться мысленно местами, желательно во время объяснения правил посадить их на стулья рядом друг с другом (лучше не напротив и не рука об руку, а под углом на некотором расстоянии). Когда же начнется игра, то дети должны пересесть на стул, где только что сидел второй поссорившийся. Чтобы они не забывали во время рассказа о том, кто они в данной игре, можно написать их имена на листках и выдать каждому «чужое» имя.

Конечно, сначала ребята будут сбиваться в рассказе и путаться в своих и чужих мыслях и чувствах, это естественно. Но все равно они будут вынуждены постараться встать на место другого человека и увидеть ситуацию «с его колокольни». Это полезное качество, которое нужно развивать в детях, а кроме того, оно дает нам (взрослым) моральные силы прощать (понимаю — значит, во многом уже принимаю). Если вам удастся так сместить акценты в ссоре детей, то будет легче добиться положительного восприятия вашего резюме о том, что же произошло на самом деле, и согласия с вашими предложениями о выходе из конфликтах Кстати, выдвинуть эти предложения можно попросить самих детей, причем лучше пусть каждый из них скажет, что, по его мнению, хотел бы сделать Коля (Андрюша), чтобы помириться и решить проблему.

Примечание. Если эта игра идет с большим трудом, то, вероятно, у ваших детей сохраняется сильная эгоцентрическая позиция и они не в состоянии поставить себя на место другого человека и увидеть чьи-то интересы и эмоции, кроме своих. Что ж, тогда вам предстоит систематическая и кропотливая работа в этом направлении. Посадив конфликтующих на стулья, выслушайте сначала по очереди собственные версии каждого ребенка о произошедшем. Но предупредите их, чтобы они запоминали то, что говорит второй брат или сестра. Не выносите на этом этапе никакого вердикта. Когда дети скажут все, что хотели, пересаживайте их и тогда уже проводите игру «Рассказ от первого лица». Когда опыт таких необычных «жалоб» будет завершен, то обратите внимание детей на то, что у них были общие чувства, общие интересы, что где-то они просто не поняли друг друга и т. д. Не забудьте спросить их, что они чувствовали, ведя рассказ от лица другого человека, и как теперь планируют выход из ситуации.

«Супергневное письмо о супервозмутительном поступке»

Как вы, наверное, догадались по названию данной игры, в ней мы будем решать проблему возникшего в душе ребенка возмущения, давая ему возможность описать свое состояние как бурю, а само неприятное происшествие — как неприятность глобального масштаба. Иногда кажется, что дети именно этого и ждут от взрослых — сверхвнимательного отношения и сверхсерьезного восприятия мелких неприятностей детской жизни. Так что предоставьте им такую возможность. Тем более что для ребенка маленькое отрицательное событие его жизни действительно может казаться огромным и страшным происшествием.

Итак, помогая поссорившимся детям выйти из конфликта, решительно откажитесь слушать их. Сошлитесь на дела или на усталость от их ссор. Разведите ребят по разным комнатам и оставьте на какое-то время (минут на пятнадцать) одних наедине с листом бумаги и ручкой. За это время они могут изложить все свои жалобы в письменном виде. Обратите внимание, что они должны постараться максимально преувеличить все свои переживания по этому поводу, а также безмерно преувеличить провинности второго человека.

Когда письма будут написаны, прочитайте их. Наверняка они покажутся вам забавными, в этом случае похвалите ребенка за такой «литературный дар» и от души посмейтесь. К этому времени страсти уже поутихнут и ваш сын (или дочь) настроится на более оптимистичную (можно даже сказать, юмористичную) волну. Так же поступите и с письмом второго ребенка.

Если эти письма получились не обидными, а действительно смешными, то вы можете разыграть роль судьи и зачитать «состав обвинения» каждому «подсудимому», усадив их рядом. Главное, напустите на себя серьезный официальный вид, а после прочтения обвинений вынесите какое-нибудь страшное наказание одному и другому провинившемуся. Например, торжественно объявите, что «Иванов Петя, ученик пятого класса, обвиняется в преступлении против личности Иванова Толи и в качестве наказания приговаривается к поеданию манной каши». Аналогичный приговор выносится и его брату. Можно приговорить детей к примирению и конкретной помощи друг другу в каких-то делах, а еще лучше — к совместному делу, полезному для дома, например уборке в комнате.

Примечание. Естественно, что такое юмористическое разбирательство конфликта возможно лишь в том случае, когда вы понимаете, что на самом деле не произошло ничего серьезного. Если же событие, из-за которого поссорились дети, действительно заслуживает внимания, то лучше прибегнуть к традиционной беседе или игре «Рассказ от первого лица».

«Трагикомедия без слов»

Это еще один способ превратить в восприятии ребенка трагедию в комедию. Он прекрасно подойдет для двух маленьких (или не очень маленьких) ябедников, стремящихся подать происходящее в выгодном для них свете и привлечь к разбирательству родителей.

На этот раз согласитесь не выслушать их, а посмотреть. Поставьте детей в известность, что постоянные ссоры вам наскучили и если они хотят вам снова о них поведать, то им придется поставить спектакль (или балет) на эту тему. Пусть пришлют вам билеты в первый ряд! Можно действительно попросить их изготовить для вас приглашение, придумав название спектаклю. Это переключит их внимание на более мирную волну. В случае если ярость детей друг к другу не слишком велика, можно требовать от них совместного изготовления пригласительного билета.

Когда вы получите приглашение, усаживайтесь поудобнее и смотрите балет или фильм без слов. Дети должны воспроизвести на домашней «сцене» ход событий, приведших к конфликту. Они могут двигаться, всячески жестикулировать и изображать на своих лицах ужас, гнев или, напротив, страдания и беззащитность, но не могут произносить при этом никаких звуков. Подобный немой рассказ конечно же будет очень непривычен для детей. Поэтому их внимание сосредоточится на тонкостях актерского мастерства и на том, как донести до вас «истинную правду». При этом невольное наблюдение за такими кривляниями и гримасами со стороны другого ребенка неминуемо вызовет у них улыбку. Так за время спектакля эмоции ребят наверняка изменятся.

Если юные актеры остановятся «на самом интересном месте» (то есть покажут только саму ссору), то изобразите возмущенного зрителя, который отдал деньги не за полспектакля, а за целый и поэтому требует счастливого окончания. Они такого не придумали? Так пусть думают! Если им нужно время, то пусть объявят антракт, вы пока перекусите в буфете. А если они актеры экстра-класса, то пусть импровизируют и придумывают разрешение конфликта сразу же, на сцене. Если детям действительно удастся разрешить проблему «методами искусства», то кричите «Браво!», аплодируйте и берите автографы у таких мастеров сцены! Не скупитесь на восторги по поводу их самостоятельного поиска решения. В благодарность за приятно проведенный досуг предложите им поучаствовать в каком-нибудь интересном деле вместе с вами. Этим можно завершить перемирие.

Примечание. Конечно, могут быть случаи, когда дети не способны придумать вариант мирной концовки спектакля. Тогда вы можете предложить им помощь сценариста (то есть опять вашу) и скрыться за кулисами вместе с юными дарованиями. Когда ваша идея будет воспринята, снова вернитесь в «зрительный зал» и займите свое почетное место.

Автор: Татьяна Ломтева

 

Консультация « Как воспитать маленького патриота?»                                                        Вопрос: «Что такое патриотизм?

* С.И. Ожегов определял патриотизм как «преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу».

* Г.Бакланов писал, что это «не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство»

Воспитание патриотических чувств 
(из истории педагогики)

В Г Белинский, К.Д.Ушинский, Н.А.Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребёнке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.

Педагоги утверждали:

«Те высокие патриотические чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания».

В широком понимании  патриотизм трактуется как олицетворение любви к современной жизни, её достижениям и проблемам.

Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общение, которое направлено на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения.

В широком понимании  патриотизм трактуется как олицетворение любви к современной жизни, её достижениям и проблемам.

Суть патриотического воспитания

*состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе,

* к родному дому и семье,

* к истории и культуре страны,

созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Содержание патриотического        воспитания

*воспитание у ребенка с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру,

*любви к родным и родной семье, родному дому, краю, городу, поселку, Родине,

*уважение к людям разных национальностей, государственной символике (гимну, флагу, гербу РФ).

Развитие гуманных чувств  процессе патриотического воспитания :

* формируются этические представления,

* навыки культурного поведения,

* социально — общественные качества,

* уважение ко взрослым,

* ответственное отношение к выполнению поручений,

* умение дружно играть и трудиться,

* умение справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.

Обращение к отеческому наследию воспитывает:

* Уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. (детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру).

* Знание истории своего народа, родной культуры (поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов).

Чувство патриотизма многогранно по содержанию:

* это и любовь к родным местам,

* и гордость за свой народ,

* и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром,

* и желание сохранять, приумножать богатство своей Родины

Задачи патриотического воспитания:

*воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;

*формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;

*воспитание уважения к труду людей;

*развитие интереса к народным традициям и промыслам;

*формирование элементарных знаний о правах человека;

*расширение представлений о России, ее столице;

*знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;

*развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

*формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

Задачи по патриотическому воспитанию решаются во всех видах детской деятельности:

* В непосредственно образовательной деятельности,

* в продуктивной деятельности,

* в игровой деятельности,

* в трудовой деятельности  ,

* в быту и т.д.,

так как воспитывают в ребенке патриота всю его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Условия для эффективной работы по воспитанию патриотизма у дошкольников:

* комплексный подход;

* знание педагогом истории и культуры своего народа;

* правильно подобранный материал (по принципу доступности и понятности);

*тематическое построение материала;

*подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей,

* тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семей, в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников,

* вовлечение членов семей в педагогический процесс,

* создание в детском саду и семье предметно развивающей среды.

Средства патриотического воспитания:

* устное народное творчество;

* декоративно – прикладное искусство;

* музыка;

* художественная литература;

* игра;

* самостоятельная детская деятельность.

Особенности патриотического воспитания:

* Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, потом гражданином России и только потом жителем планеты земля.

* Идти надо от близкого к далёкому.

Формы организации  работы с детьми:

беседы,

дидактические игры,

игры-путешествия,

экскурсии,

игры-беседы,

игры-инсценировки,

развлечения и др.

         В. А. Сухомлинский

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству — это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходят к человеку постепенно,  и имеет своими источниками красоту»

Самое главное – помнить, что ответственный подход к делу, материнское отношение к ребенку, благожелательное принятие его самостоятельности, а не установление мелочной опеки над ним – все это и есть народная педагогика (тоже составляющая патриотического воспитания), и она даже в обычных условиях поможет реализовать программу, содержание которой предварительно надо еще осваивать самим взрослым.

 

Литература: 

  1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн. Для воспитателей дет.сада/ Р.С.Буре и др.; Под ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989.
  3. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой и др.-СПб.: Детство-Пресс, 2002.
  4. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. Сред. Проф. Учеб.заведений/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 6-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  5. Журнал «Ребенок в детском саду» N4, 2001; N5, 2001.
  6. Журнал «Дошкольное воспитание» N3, 1993; N4, 1993.
  7. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. – М.1973.

8.Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду Линка – Пресс, М., 2003.

  1. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду/Н.А.Ветлугина, Т.Г. Казакова, Г.Н. Пантелеев и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной –М.: Просвещение, 1989.
  2. Современная действительность и духовно-нравственное воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях: — Казань, РИЦ «Школа», 2003.

 

Р.И. Жуковская, Н.Ф.Виноградова, С.А.Козлова; Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова; Л.А.Кондрыкинская; В.И.Натарова, Н.И. Карпухина; Н.В.Алешина; М.Д.Маханева; Н.А.Арапова-Пискарева; Р.Ю. КиркосЮ. Чернов; А.В.Аркадьева.

Консультация для воспитателей «Как воспитывать маленького патриота»

 

Консультация для родителей «Организация режимных моментов в детском саду»

Консультация для родителей «Организация режимных моментов в детском саду»

Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.

У ребенка, приученного к распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую работу ,поэтому она не вызывает утомления При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил.

  1. Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (сон, питание).
  2. Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела,

одежды, постели.

  1. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности.
  2. Формирование культурно-гигиенических навыков.
  3. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
  4. Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
  5. Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы.

Режим – это гибкая и динамичная конструкция, но при этом основные его компоненты (дневной сон, бодрствование, интервалы между приемами пищи, ночной сон, общее время прогулок) должны оставаться неизменными. Режим пребывания детей в детском саду – это определенная последовательность организованного взаимодействия с детьми.

Требования к режиму определяются психофизиологическими особенностями возраста ребенка, задачами воспитания, окружающими условиями. Режим должен учитывать возрастные особенности детей, быть постоянным (хотя есть отличия в построение режима дня в разное время года), учитывается время пребывания ребенка в детском саду, и время работы родителей.

К режимным моментам относятся:

 

1. Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика

2. Подготовка к завтраку, завтрак

3. Игры и детские виды деятельности

4. Непосредственная образовательная деятельность

5. Подготовка к прогулке, прогулка

6. Возвращение с прогулки, подготовка к обеду и обед

7. Подготовка к сну, дневной сон

8. Подъем после сна, водные процедуры, закаливающие мероприятия

9. Игры, самостоятельная деятельность детей

10. Подготовка к ужину, ужин

11. Игры, прогулка, уход детей домой

Малышей необходимо научить действовать согласованно. А как можно заинтересовать маленького ребенка? Конечно – игровым моментом.  Совместить действие с речью и игрой в короткий промежуток времени помогают считалки, потешки, присказки, стихи.

Игровые приемы широко используются в работе с детьми младшего дошкольного возраста в первую половину дня. Общаясь, воспитатель не только привлекает внимание детей, но и воспитывает культуру поведения, формирует гигиенические навыки.

  • Сегодня к нам пришел в гости Мишка. ”Здравствуй, Мишка!”

Здравствуй! Да, Миша, когда кто-нибудь приходит, дети всегда говорят: ”Здравствуйте!” Мишка тоже будет учиться , говорить всем “здравствуйте”. А мы поможем ему.

  • Кукла Маша сегодня очень красивая . Вы заметили ?Что ее украшает ?Чистое платье , красивый бантик ,нарядный фартучек .А еще у нее чистые ручки и лицо .
  • Мишка-Топтыжка принес интересные картинки. Кто скажет, что это ?Давайте их рассмотрим .Мыло, полотенце, зубная щетка .Для чего нужны эти предметы ? Мишка-Топтыжка не знает. А вы, дети, знаете?
  • Зайчонка пригласила в гости кукла Катя ,а он не знает ,как вести себя в гостях.

Детей особенно привлекает возможность оказать помощь любимым героям. Для вовлечения детей в игру используют проблемные ситуации: наш Мишутка поранил лапу; у Мишутки разболелось горло; найдем друга Мишутке; Мишутка проголодался; успокоим и согреем Мишутку; поможем Мишутке найти маму.

Работе по формированию навыков культуры поведения поможет сказка. Сказка “Три медведя” на новый лад – о том, как Маша учила Медвежонка правилам поведения. ”Заблудилась Машенька в лесу. Видит дом стоит, а в нем живут медведи. Только вошла Маша в дом, Михаил Иванович увидел ее и зарычал: ”А-а, давно тебя ждем ,помоги Мишутку научить правилам поведения за столом “.Мишутка облизывает за столом лапы, Маша учит его ,как пользоваться салфеткой ,что надо говорить после еды .

Общаясь с детьми старшего дошкольного возраста, воспитатель проводит индивидуальные беседы:

— что означают ваши имена? Как вас будут называть, когда станете взрослыми?

— почему людей надо приветствовать при встрече. Что означает слово “здравствуйте”?

— как стать красивым?

-моя одежда, мой костюм;

-моя комната, мои игрушки.

Для закрепления норм поведения можно провести игру “Кто знает больше приветствий“. Формированию культуры поведения, навыков доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми будут способствовать:

— чтение рассказов Валентины Осеевой: «Три сына»,”Волшебное слово”;

-рассматривание картин, слайдов из серии ”Воспитание культуры поведения”;

— обыгрывание проблемных ситуаций;

— копилка добрых дел и поступков;

-обсуждение пословиц;

-загадывание загадок;

Стихи помогут поддержать интерес детей к внешнему виду , вызовут желание быть аккуратным , устранять неполадки в одежде. Воспитатель с детьми , рассматривая предметы, необходимые для умывания ,ухода за внешним видом, одеждой, объясняют их назначение , загадывают загадки про них.

Для поддержания хорошего настроения у детей, создания положительного отношения ко всему происходящему в группе проведите игры:

— поговорим по телефону;

— кто больше знает вежливых (добрых, ласковых) слов;

— волшебное слово;

— кто лучше знает правила поведения на улице и в общественных местах.

Используйте чтение художественных произведений, например “Что такое хорошо, что такое плохо”, беседуйте на нравственные темы, разговаривайте о поведении детей в магазине, в театре, на улице, в общественных местах.

Для закрепления навыков в старшем дошкольном возрасте проведите конкурсы:

-Чистюль;

-Мойдодыра;

-между мальчиками и девочками.

При планировании непосредственно образовательной деятельности  с детьми воспитатели организуют занятия с дошкольниками в соответствии с сеткой занятий в данной возрастной группе. При подготовке необходимо определить главную цель занятия: будет оно носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель. На обучающем занятии дети накапливают необходимый личностный опыт – знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а на развивающем, используя приобретенный опыт, самостоятельно добывают знания.

 

Умывание

В 1 и 2 младших группах реализуются следующие  задачи:

  • Сформировать у  детей культурно – гигиенические навыки.
  • Формировать представление об алгоритме правильного мытья рук.
  • Формирование культуры поведения.
  • Закрепить умение у детей применять имеющиеся знания и навыки.

В старшем возрасте ставиться следующая задача:

  • Формировать умение контролировать себя и своих сверстников.

Для реализации этих задач используют такие методы и приемы, как:  показ, объяснение, дидактическая игра, контроль взрослого помощь ребенку, освоение последовательности действий, пример взрослых, положительная оценка, художественное слово .

При умывании можно использовать потешки и стишки, которые не только сделают умывание приятным, но и будут стимулировать развитие памяти и мышления ребенка.

Организация умывания. Проводится постепенно, небольшими группами. Сначала объясняют детям (напоминают) правила поведения: перед умыванием закатать рукава, хорошо намылить руки, смыть мыло над раковиной, не брызгать водой на пол, отжимать воду с рук над раковиной, поддерживать в умывальной комнате чистоту и порядок. В процессе следят, чтобы у раковины были 2-3 ребенка, чтобы не толкали друг друга. При необходимости делают замечания. Дети должны пользоваться личным полотенцем, аккуратно вешать его на свое место.

Уточняют названия умывальных принадлежностей (мыло, мыльница, полотенце, раковина), цвет, форму, материал (из чего сделана мыльница), другие свойства (вода теплая, холодная).

Планируя культурно-гигиенические навыки в процессе умывания, воспитатель должен руководствоваться Программой своей группы, учитывать особенности развития детей, использовать разнообразные приемы руководства их деятельность.

Подготовка к прогулке, прогулка.

Прежде чем отправиться на прогулку необходимо навести порядок в группе: собрать игрушки и расставить их по местам, убрать пособия и материалы, которые использовались в непосредственной образовательной деятельности

Перед одеванием воспитатель напоминает детям правила поведения в раздевальной комнате. В данном режимном моменте воспитатель формирует у детей навыки одевания и культуры поведения при одевании, решает широкий круг образовательных задач: название одежды и ее назначение, название деталей одежды и активизация словаря на тему «Одежда». Воспитатель обращает внимание детей на последовательность одевания, а перед выходом на прогулку на внешний вид детей. Если в процессе одевания у кого-либо проявляются очевидные ошибки, воспитатель устраняет их вместе с другими детьми группы, вызывая при этом у детей желание помочь друг другу и пресекая насмешки со стороны сверстников.

Организация прогулки.

В процессе прогулки воспитатель способствует организации детьми интересной и разнообразной деятельности. Для этого в наличии должны быть игрушки и вспомогательный инвентарь, правилам обращения с которым воспитатель обучает детей на прогулке или предварительно в группе. Во время прогулки у воспитателя есть возможность понаблюдать за содержанием игр и взаимоотношениями детей и скорректировать их при необходимости.

Перед уходом с прогулки дети приводят участок в порядок, собирают выносной материал. Перед входом в детский сад ребята вытирают ноги и приучаются заходить спокойно, не толкаясь, не споря, не мешая друг другу. В раздевалке воспитатель следит процессом переодевания и прививает детям бережное отношение к вещам и навыки аккуратности.

Подготовка к сну, дневной сон

ВАЖНО! После обеда ни в коем случае не нужно сразу укладывать детей спать. После приема пищи должно пройти не менее 20 минут.

Лучше, чтобы период подготовки ко сну был спокойным, уравновешенным. Детям не рекомендуется отвлекаться шумными играми, эмоциональными разговорами. При раздевании воспитатель формирует бережное отношение к вещам, аккуратность. Обстановка в спальне должна быть спокойной и расслабляющей. Нужный настрой, положительное отношение к дневному сну помогут создать нежная колыбельная песня, народные потешки и приговорки. Необходимо проверить: удобно ли дети расположились в своих кроватях, а еще лучше подойти к каждому, поправить одеяло, погладить по голове и пожелать спокойного сна. Так вы покажете ребенку свою любовь и заботу, создадите умиротворенное настроение, способствующее хорошему сну.

 

 

Консультация для родителей «Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях»
Для всестороннего развития ребенка в домашних условиях организуются несколько предметно-развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития или же одна, но многофункциональная среда. Принципы построения каждой из таких сред: дистанции, позиции при взаимодействии; активности, самостоятельности, творчества; стабильности-динамичности; комплексирования и гибкого зонирования; эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; открытости-закрытости; учета половых и возрастных различий детей.
В ходе ее организации особое внимание следует обратить на расположение объектов в комнате. Ее пространство надо оформить таким образом, чтобы ребенок и другие дети могли свободно перемещаться, играть с игрушками, отдыхать. Это пространство активно используется для совместной деятельности ребенка и взрослых, для проведения специальных и комплексных занятий по разностороннему развитию.
Речевая предметно-развивающая среда
Опыт подсказывает, что для таких занятий необходимо свободное место, достаточное для смены положения ребенка: занятий сидя на полу или на ковре, движений в различных направлениях в ходе сюжетных подвижных игр, занятий за столами и т. п. Основное пространство в игровой комнате занимает мягкое покрытие, на котором размещаются мягкая мебель и мягкие модули, из которых конструируются игровые уголки для создания соответствующей игровой и коммуникативной ситуации, в процессе которых происходит развитие связной и образной речи. С этими же целями содержание кукольного уголка соответствует ситуациям различных сюжетно-дидактических игр, которые организует взрослый. Так, взрослый развертывает сюжетно-ролевую игру — на этом же материале проводится обучение сюжетно-дидактической игре. Сюжетно-дидактическая игра предлагается после того, как ребенок освоит сюжетно-ролевую, а игровые действия станут для него понятными и доступными. Оборудование для сюжетно-дидактических игр может храниться в доступных для ребенка местах: на специальных стеллажах, в ящиках, коробках с характерными символическими изображениями или в прозрачных саше на стенах комнаты. Это могут быть игры «Магазин игрушек», «Овощной магазин», «Веселый зоосад», «Аптека», «Почта», «Магазин школьных принадлежностей», «День рождения куклы» и др.
Кроме того, при работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуется обращать большее внимание на дидактические материалы и пособия, связанные с развитием лексической стороны речи, формированием словаря и слоговой структуры речи.
Для этого используются комплекты:
— игрушек (дидактические, образные, наборы игрушек),
— предметных картинок и открыток по основным лексическим темам («Грибы», «Лекарственные растения» «Друзья детей», «Кто это?», «Домашние птицы», «Дикие животные», «Зверюшки-музыканты», «Звери наших лесов», «Зима на носу», «В мире животных», «Животные Севера», «Птицы вокруг нас», «Птичьи следы» и др.),
— различного типа лото («Домашние животные и птицы», «Дикие животные», «Ботаническое лото», «Зоологическое лото», «Веселое лото», «Лото на 4-х языках», «Звуковое лото» и др.),
— альбом О. С. Соловьёвой (“Говори правильно”), картины для упражнения детей в правильном звукопроизношении и т. д.
При этом взрослый должен освоить приемы, связанные с их обыгрыванием. Например, можно воспользоваться методикой Э. Ф. Замбицявичене, которая опирается на использование принципов смысловой группировки воспринимаемого материала. Она включает 4 группы заданий:
• обучение дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также увеличение запаса знаний.
Ребенок должен выбрать правильный ответ из предложенных, чтобы закончить фразу:
— «У сапога всегда есть …» (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица);
— «В теплых краях обитает …» (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень);
— «В году …» (24, 3, 12, 4, 7 месяцев) и др.
• формирование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений.
Требуется объединить в одну группу и назвать для нее обобщающее слово, исключив лишнее понятие:
— тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка;
— река, озеро, море, мост, болото;
— кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата и др.
• развитие способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями.
Ребенок должен по аналогии с образцом подобрать пару к предложенному слову. Например:
— огурец — овощ, георгин — … (сорняк, роса, садик, цветок, земля);
— учитель — ученик, врач — … (кочки, больные, палата, больной, термометр);
— огород — морковь, сад — … (забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы) и др.
• формирование умения обобщать.
Требуется назвать обобщающее слово к каждой паре понятий. Например,
— метла, лопата — …;
— окунь, карась — …;
— лето, зима — … и др.
Выполняя такие задания, ребенок может выкладывать карточки с ответами, выстраивая таким образом дорогу через лес, горы, моря, поля и т. д. , что в дальнейшем можно будет обыграть с помощью мелких сюжетных игрушек и машинок. При этом можно использовать игры, направленные на формирование грамматических и синтаксических умений и навыков детей. Например, сюда могут входить такие известные дидактические игры, как «Кто где живет?», «Чьи следы?», «Кому что надо?», «Страны света», «Кем я буду?», «У кого какая профессия?», «Домики сказки», «Сказки-загадки» и др.
В комнате также организуются уголки для театрализованных игр. В них отводится место для режиссерских игр с пальчиковым театром, театра на рукавичках, театра шариков и кубиков, настольного театра, стендового театра, костюмов для игр-драматизаций. Для театрализованных игр подбираются различные куклы-бибабо, режиссерские куклы, плоскостные изображения кукол, деревьев, речки и т. п. Для разыгрывания сказки или игровой ситуации на плоскости используется ковролинограф или фланелеграф. Такого рода игры влияют не только на формирование грамматического и лексического строя речи, но и на воспитание звуковой культуры речи, развития ее мелодико-интонационной стороны.
В дополнение к ним необходимо предусмотреть как при работе с детьми младшего, так и старшего дошкольного возраста дидактические игры и пособия, направленные на формирование умений составлять
• Рассказ с опорой на серию картин (2 — 3),
• Рассказ по серии сюжетных картин (4),
• Рассказ по сюжетной картине.
Для этого нужно завести уголок Книги, в котором будут храниться не только детские книги и хрестоматии произведений детской литературы, но и серии картинок для пересказов и составления рассказов.
При работе с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание обращается, кроме того, на наличие пособий и демонстрационных материалов по подготовке детей к обучению грамоте. Это могут быть:
• Классная подвижная азбука.
• Азбука в картинках.
• Дидактическая игра «Буква за буквой»,
• Дидактическая игра «33 богатыря»,
• Дидактическая игра «Умный телефон»,
• Таблицы по обучению грамоте с рисунками.
• Звуковые линейки.
• Комплект наглядных пособий “Обучение грамоте” (автор Н. В. Дурова).
• Дидактический материал “Ступеньки грамоты” (авторы Н. В. Дурова, Л. Н. Невская).
• Наглядно-дидактическое пособие для детского сада “Звучащее слово” (автор Г. А. Тумакова) и др.
• Дидактический материал М. Монтессори, Н. Зайцева (кубики по обучению русскому и английскому языку), Г. Л. Выгодской («Град Златоустия»),
• Компьютерные программы по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста и др.
Источник: http://doshvozrast.ru/rabrod/konsultacrod62.htm
 
ПАМЯТКА
по организации приема в первые классы
образовательных организаций Санкт-Петербурга
в 2015-2016 учебном году
(для родителей будущих первоклассников)
1. Общие сведения
1.1. Прием в первый класс образовательной организации регулируется нормативными правовыми документами об образовании, в том числе:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
приказом Министерства образования и науки РФ от 22.01.2014 № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Законом Санкт-Петербурга от 26.06.2013 № 461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге»;
распоряжением Комитета по образованию от 03.08.2015 № 3749-р «Об утверждении регламента образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, по предоставлению услуги по зачислению в образовательные организации, реализующие образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
распоряжением Комитета по образованию от 18.08.2015 № 4135-р «Об организации приема в первые классы государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга»;
распоряжением Комитета по образованию от 18.11.2014 № 5208-р «Об определении категорий детей, имеющих преимущественное право зачисления на обучение
в государственные дошкольные образовательные организации и в государственные общеобразовательные организации Санкт-Петербурга»;
локальными нормативными и распорядительными актами (например, правила приема
в конкретную образовательную организацию).1.2. Прием в первые классы образовательных организаций Санкт-Петербурга включает три процедуры:
— подача электронного заявления родителями (законными представителями) детей;
— предоставление документов в образовательную организацию;
— принятие образовательной организацией решения о зачислении ребенка в первый класс или об отказе в зачислении.Обращаем Ваше внимание, что прием электронных заявлений и последующее предоставление документов в образовательную организацию осуществляется в три этапа:
1 этап (15.12.2015-19.01.2016) – подача заявлений гражданами, чьи дети имеют преимущественное право при приеме в образовательную организацию.
Основные критерии приема: для региональных льготников: обучение в данной образовательной организации старших братьев или сестер, штатная должность родителя (законного представителя) в данной образовательной организации; для федеральных льготников: место жительства семьи в микрорайоне, закрепленном администрациями районов Санкт-Петербурга для проведения первичного учета детей.
Таким образом, на первом этапе в образовательную организацию зачисляются дети, чьи старшие братья и сестры уже обучаются в данной образовательной организации, дети сотрудников данной образовательной организации, а также дети, имеющие преимущественное право в соответствии с федеральным законодательством (пункт 2.5 памятки) и проживающие
в микрорайоне первичного учета детей.
2 этап (20.01.2016-30.06.2016) – подача заявлений гражданами, чьи дети проживают
на закрепленной территории.
Такими территориями в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 26.06.2013 № 461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге» являются территории районов Санкт-Петербурга,
в границах которых находятся указанные образовательные организации.
Основные критерии приема: проживание ребенка в микрорайоне, закрепленном администрациями районов Санкт-Петербурга для проведения первичного учета детей.
На свободные места – наличие преимущественного права при приеме в образовательную организацию, обеспечение безопасности по пути в образовательное учреждение, минимизация времени на путь от места проживания ребенка до образовательного учреждения и т.д.
Таким образом, на втором этапе в образовательную организацию в первую очередь зачисляются дети, проживающие в микрорайоне, закрепленном администрацией района Санкт-Петербурга для проведения первичного учета детей.
Дата и время подачи заявления не являются критерием при принятии решения
о зачислении в первый класс образовательной организации на следующий учебный год.
3 этап (с 01.07.2016) – подача заявлений гражданами, чьи дети не проживают
на закрепленной территории.
Основные критерии приема: наличие свободных мест, дата подачи заявления.Обращаем Ваше внимание, что в 2015 году внесены изменения в пункт 1 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга от 26.06.2013 № 461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге»,
в соответствии с которым при приеме в первые классы государственных образовательных организаций территориальная доступность государственной образовательной организации обеспечивается путем определения администрацией района Санкт-Петербурга микрорайонов для первичного учета детей.
Закрепленная территория – территория, за которой закреплена образовательная организация в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 26.06.2013 № 461-83
«Об образовании в Санкт-Петербурге».
Микрорайон для проведения первичного учета детей – территория района, закрепленная распорядительным актом администрации района Санкт-Петербурга
за подведомственным образовательным учреждением для проведения первичного учета детей, подлежащих обучению.2. Подача электронного заявления в первый класс
родителями (законными представителями) детей2.1. Подача заявлений в первые классы образовательных организаций Санкт-Петербурга осуществляется в электронном виде в структурные подразделения СПб ГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – МФЦ) или через портал «Государственные и муниципальные услуги (функции)
в Санкт-Петербурге» (www.gu.spb.ru) (далее – Портал).
2.2. При обращении на Портал электронное заявление заполняется непосредственно родителем (законным представителем) ребенка, при обращении в МФЦ – специалистами МФЦ по данным, которые предоставляет родитель (законный представитель) ребенка.
2.3. Родитель (законный представитель) ребенка имеет возможность одновременно подать электронное заявление в несколько образовательных организаций (от 1 до 3), расположенных на закрепленной территории (территории района Санкт-Петербурга),
в соответствии со своим выбором. Для этого при заполнении электронного заявления необходимо выбрать образовательные организации из предложенного перечня. После указания района Санкт-Петербурга, в котором проживает ребенок, родителям (законным представителям) будет предложено выбрать образовательные организации данного района.
2.4. Родителям (законным представителям) детей, являющихся воспитанниками структурного подразделения образовательной организации «Отделение дошкольного образования», электронное заявление в первый класс данной образовательной организации подавать не требуется.
Дети указанной категории уже являются обучающимися данной образовательной организации и переводятся в первый класс на основании приказа руководителя образовательной организации.
Если родители (законные представители) ребенка указанной категории принимают решение о зачислении ребенка в первый класс другой образовательной организации, они информируют руководителя данной образовательной организации письменно.
Электронное заявление в первый класс другой образовательной организации они подают на общих основаниях.Обращаем Ваше внимание, что посещение детьми занятий по подготовке к школе, организуемых в образовательных организациях как на платной, так и на безвозмездной основе, не является основанием для преимущественного приема в образовательную организацию.Особенности подачи электронного заявления в МФЦ

Обращаем Ваше внимание, что электронное заявление в первый класс образовательной организации можно подать в любом структурном подразделении МФЦ вне зависимости района проживания заявителя.

При подаче электронного заявления о приеме в первый класс образовательной организации специалист МФЦ осуществляет следующие действия:
— определяет предмет обращения (выбор услуги);
— проводит проверку полномочий лица, подающего заявление;
— заполняет электронное заявление и направляет заполненное заявление в единую автоматизированную систему;
— заверяет своей электронной подписью.
Специалист МФЦ не консультирует родителей (законных представителей) по вопросу выбора образовательных организаций из предложенного перечня.

Обращаем Ваше внимание, что при подаче электронного заявления в МФЦ родитель (законный представитель) ребенка должен иметь следующие документы:
— оригинал документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя), или оригинал документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и лица
без гражданства в Российской Федерации;
— оригинал свидетельства о рождении ребенка или документ, подтверждающий родство заявителя.
Требование предоставления других документов при подаче электронного заявления
в МФЦ не допускается.

Обращаем Ваше внимание на необходимость тщательной проверки данных, указанных
с Ваших слов, в распечатанном заявлении, под которым Вы (заявитель) расписываетесь.
Подтверждением направления заполненного заявления является получение расписки
в приеме электронного заявления. В расписке также содержится информация о том, как получить сведения о ходе и результате предоставления услуги.

Особенности подачи электронного заявления через Портал

На портале «Государственные и муниципальные услуги (функции) в Санкт-Петербурге» (www.gu.spb.ru) родитель (законный представитель) имеет возможность:
— получить информацию об услуге, в том числе о порядке ее предоставления,
— ознакомиться с формой заявления и документами, необходимыми для получения услуги,
— осуществить авторизацию на Портале для получения услуги,
— подать электронное заявление, необходимое для предоставления услуги,
— получить сведения о ходе и результате предоставления услуги.
Для направления электронного заявления родителям (законным представителям) необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на Портале. После авторизации родитель (законный представитель) имеет возможность войти в «Личный кабинет».

Для подачи электронного заявления родитель (законный представитель):
— подтверждает согласие на обработку персональных данных;
— подтверждает факт ознакомления и согласия с условиями и порядком предоставления услуги в электронной форме;
— переходит по ссылке на экранную форму заявления;
— заполняет форму электронного заявления;
— подтверждает достоверность сообщенных сведений;
— отправляет заполненное электронное заявление и направляет заполненное заявление
в единую автоматизированную систему;
— получает в «Личном кабинете» и по электронной почте уведомление, подтверждающее, что заявление принято на обработку.

Обращаем Ваше внимание, что дата и время подачи заявления не являются критерием при принятии решения о зачислении в первый класс образовательной организации на 1 и 2 этапах.

2.5. Заполняя электронное заявление, родитель (законный представитель) имеет возможность указать наличие преимущественного права при зачислении ребенка на обучение
в государственные образовательные организации Санкт-Петербурга.
Категории детей, имеющих преимущественное право при зачислении в первые классы государственных образовательных организаций, указаны в следующих документах:
Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;
Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»;
Федеральный закон от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»;
распоряжение Комитета по образованию от 18.11.2014 № 5208-р «Об определении категорий детей, имеющих преимущественное право зачисления на обучение
в государственные дошкольные образовательные организации и в государственные общеобразовательные организации Санкт-Петербурга».

3. Предоставление документов в образовательную организацию

3.1. Предоставление документов в образовательную организацию осуществляется после получения родителем (законным представителем) приглашения в образовательную организацию с указанием даты и времени приема документов.
Приглашение родителя (законного представителя) в образовательную организацию
для подачи документов направляется родителю (законному представителю) в электронном виде в следующие сроки:
на 1 этапе – не ранее 10 дней с даты начала приема, но не позднее 30 дней со дня подачи заявления;
на 2 этапе – не ранее 30 дней с даты начала приема, но не позднее 45 дней со дня подачи заявления;
на 3 этапе – не ранее 10 дней с даты начала приема, но не позднее 30 дней со дня подачи заявления.
Таким образом, на 2 этапе подачи заявлений руководители образовательных организаций в течение 30 дней собирают заявления, и только после истечения этого срока определяется список родителей (законных представителей), которым направляются приглашения
в образовательную организацию для подачи документов.
Поэтому дата и время подачи заявления не являются критерием при принятии решения о зачислении в первый класс образовательной организации.
Родители (законные представители), подавшие электронное заявление посредством МФЦ, могут получить уведомление о приглашении в образовательную организацию и (или)
о зачислении в первый класс образовательной организации либо об отказе в зачислении
в первый класс образовательной организации в МФЦ или через Портал.
Родители (законные представители), подавшие электронное заявление через Портал, могут получить уведомление о приглашении в образовательную организацию и (или)
о зачислении в первый класс образовательной организации либо об отказе в зачислении
в «Личном кабинете» на Портале.
Если родители (законные представители) не получили приглашение в образовательную организацию, они вправе обратиться в образовательную организацию (по указанному
на официальном сайте образовательной организации номеру телефона) для получения информации о сроках рассмотрения заявления.

Обращаем Ваше внимание, что при подаче электронного заявления в первый класс нескольких образовательных организаций и получении приглашений из нескольких образовательных организаций родителю (законному представителю) необходимо определиться с выбором образовательной организации в срок со времени получения приглашений образовательных организаций до установленной приглашением даты предоставления документов в выбранную образовательную организацию. Таким образом, документы предоставляются в одну образовательную организацию.
После подачи документов в выбранную образовательную организацию ребенок автоматически выбывает из списков других образовательных организаций.
В случае неявки родителя (законного представителя) в образовательную организацию
для подачи документов в сроки, указанные в приглашении образовательной организации,
в родитель получает уведомление об отказе в зачислении в образовательную организацию
на основании непредоставления документов, ребенок выбывает из списка данной образовательной организации.

3.2. Для приема в первый класс образовательной организации родители (законные представители) предъявляют в образовательную организацию следующие документы:
— свидетельство о рождении ребенка;
— свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания
на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка
по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории;
— документы, подтверждающие преимущественное право зачисления граждан на обучение в образовательную организацию (при наличии).
Требование предоставления других документов для приема детей в первый класс образовательной организации не допускается.
Документы представляются лично родителем (законным представителем) ребенка
при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя), либо оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и лица без гражданства в РФ, непосредственно в образовательную организацию в сроки, указанные в приглашении образовательной организации.
Иностранные граждане и лица без гражданства все документы представляют на русском языке или вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык.

Обращаем Ваше внимание, что документами, подтверждающими проживание ребенка на закрепленной территории, являются:
— свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства (форма № 8);
— свидетельство о регистрации ребенка по месту пребывания (форма № 3);
— паспорт одного из родителей (законных представителей) с отметкой о регистрации
по месту жительства;
— справка о регистрации по форме № 9 (равнозначно выписка из домовой книги)
с данными о регистрации ребенка и (или) его родителя (законного представителя) и (или) данными о правоустанавливающих документах на жилое помещение, выданных на имя ребенка и (или) его родителя (законного представителя);
— документы, подтверждающие право пользования жилым помещением ребенком и (или) его родителем (законным представителем) (свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, договор безвозмездного пользования жилого помещения и др.).
Родители (законные представители) представляют один из перечисленных документов.

3.3. При предъявлении документов должностное лицо образовательной организации регистрирует полученные документы в журнале приема документов. Родителю (законному представителю) выдается уведомление о регистрации документов в журнале приема документов.

4. Принятие решения о зачислении в образовательную организацию
или об отказе в зачислении

4.1. Принятие решения о зачислении ребенка в первый класс образовательной организации или об отказе в зачислении в первый класс образовательной организации осуществляется после получения образовательной организацией электронного заявления и документов.
4.2. Зачисление в первый класс образовательной организации оформляется приказом образовательной организации в течение 7 рабочих дней после приема документов.
Приказы о зачислении в первый класс образовательной организации размещаются на информационном стенде образовательной организации в день их издания.
4.3. При принятии решения об отказе в зачислении в первый класс образовательной организации образовательная организация в течение 3 рабочих дней после принятия такого решения направляет родителю (законному представителю) уведомление об отказе в зачислении в образовательную организацию.

Обращаем Ваше внимание, что основаниями для отказа в приеме документов
для зачисления в образовательную организацию являются:
— обращение лица, не относящегося к категории заявителей;
— подача заявления в период, отличающийся от периода предоставления услуги;
— непредоставление в образовательную организацию документов, необходимых
для получения услуги;
— отсутствие свободных мест в образовательной организации;
— наличие в электронной системе заявления, содержащего идентичные данные ребенка (идентичные фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения и реквизиты свидетельства о рождении ребенка);
— возрастные ограничения (при зачислении в первые классы): получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья,
но не позже достижения ими возраста восьми лет.
Основанием для отказа в зачислении в образовательную организацию является отсутствие свободных мест в образовательной организации.

Следует отметить, что по заявлению родителей (законных представителей) учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте. Для получения указанного разрешения родителям (законным представителям) ребенка необходимо обратиться в администрацию района Санкт-Петербурга,
в котором проживает ребенок, заранее, как так в день предоставления документов
в образовательную организацию указанное разрешение необходимо предъявить должностному лицу, осуществляющему прием и регистрацию документов.

4.4. При получении родителями (законными представителями) уведомлений об отказе
в зачислении во все выбранные образовательные организации родитель (законный представитель) может обратиться:
— в отдел образования администрации района Санкт-Петербурга, на территории которого проживает ребенок, для получения информации о наличии свободных мест в образовательных организациях;
— в конфликтную комиссию для решения спорных вопросов при определении образовательной программы и (или) выбора общеобразовательной организации администрации района Санкт-Петербурга, на территории которого проживает ребенок.
Основная задача конфликтной комиссии: обеспечение реализации права на получение общего образования детей, проживающих на территории района, в том числе урегулирование спорных вопросов при реализации права на получение общего образования.