Детский сад № 42

Жиленко Наталья Владимировна

ФотоЖиленко Наталья Владимировна

Воспитатель высшей квалификационной категории. Высшее педагогическое образование. Стаж работы 20 лет

Роль игры в речевом развитии дошкольников ( консультация)

     В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей. Она является основным и очень действенным инструментом в развитии речи.

Игра невозможна без речевого общения. Именно через нее ребенок познает окружающий мир, готовится к взрослой жизни. В игре находят выражение основные потребности ребенка. При этом следует отметить, что зачастую педагоги дошкольного образования не уделяют достаточного внимания речевым играм.

Игры со словом и звуком для детей является не только привлекательными, но и  полезными. Речевые игры направлены на развитие речи у детей, уточнения и закрепления словарь, на формирование правильного звукопроизношения. Одновременно они являются основой для активизации познавательной деятельности, развития умственных способностей. У дошкольников формируется умение высказывать свое мнение, делать выводы, применять новые знания в различных жизненных ситуациях.
Речевые игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей; они активизируют, обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух у детей.

Условно игры можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые           творческие) игры и игры с правилами.

Сюжетно-ролевые – это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-    забавы, развлечения.

К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами игрушками, словесные дидактические, настольно-печатные, музыкально –дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта).  Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если он играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору.

Толковое, обстоятельное , повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий ее проведения – уже путь к развитию и языка.   Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителями в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.

Таким образом, можно развить у детей дошкольного возраста тягу к словотворчеству, к игре со словом, благодаря которой они успешно овладеют родной речью.

Источники и литература:

  1. Л.Р. Болотина, Н.В. Микляева, Ю.Н. Родионова.«Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ» — М.: Айрис пресс,
  2. А.И. Максаков, Г.А.Тумакова «Учите, играя».-М.:Просвещение, 2005.

3.http://ped-kopilka.ru. КаргинаА.С. Развитие речи у детей дошкольного возраста                      через игру. 2016.

  1. https://nsportal. Толкач О.Н. Игра в жизни ребенка. 2017.

 

Роль игры в речевом развитии дошкольников (Консультация для воспитателей)

Организация разных видов игр в летний период (консультация для воспитателей)

консультация «Культура речи воспитателя »

Консультация для педагогов «Нетрадиционное рисование с детьми дошкольного возраста».