Детский сад № 42

Жуланова Елена Ивановна

Воспитатель первой квалификационной категории

Консультация для родителей декабрь 2018  «

Особенности темперамента у детей дошкольного возраста

Процесс развертывания темперамента осуществляется постепенно. Так как тип темперамента обусловлен общим типом нервной деятельности и понимается как генотип, то, по мнению В.С. Мерлина , он проявляется не с момента рождения, а лишь тогда, когда созреют основные свойства нервной системы. Лишь очень немногие свойства проявляются с первых дней жизни. Первые признаки темперамента у нормального здорового ребенка проявляются в том, сколько и как он кричит в течение суток, насколько интенсивны и быстры сосательные движения, какова степень координированности первых спонтанных движений.

Сразу после рождения дети отличаются по степени реактивности на стимул при удовлетворении биологических потребностей. У новорожденных в ответ на раздражитель наблюдается вздрагивание телом или только подрагивание век. При смене пеленок одни младенцы кричат, другие успокаиваются, одни интенсивно сосут, а другие вяло. Различия реакций, которые проявляются в первые пять дней жизни, сохраняются и в дальнейшие периоды детства.
Уже в раннем детстве можно выделить типические свойства. Общие же особенности темперамента проявляются очень рано и сохраняются без значительных изменений до семи лет. Так, нервная система у детей близка к слабому типу. Эта слабость проявляется в ее быстром истощении, пониженной работоспособности, повышенной возбудимости и чувствительности, что приводит к неадекватному поведению. О таком поведении говорят тогда, когда сила реакций ребенка не соответствует силе раздражителя. Например, в ответ на спокойное замечание взрослого малыш плачет, выкрикивает обидные слова. Повышенная возбудимость является причиной того, что дети под влиянием эмоционально насыщенной ситуации на празднике, в театре кричат, вскакивают со своих мест, нарушают правила поведения. Эмоциональные перегрузки приводят к разбалансированности поведения. Искусство педагога состоит в том, чтобы защитить нервную систему ребенка от перенапряжения, определив для него допустимую силу стимула
На протяжении дошкольного возраста процессы возбуждения и торможения не уравновешены, преобладает первый. Поэтому ребенок напоминает холерика. Неуравновешенность выражается в неустойчивости реакций, их изменчивости. У малыша снижен контроль за своими действиями, часто меняется настроение, он импульсивен. Стереотипы поведения у малыша неустойчивы и легко разрушаются, особенно в раннем детстве. Изменение привычной обстановки приводит к ухудшению самочувствия, а заболевания — к разрушению сформированных культурно-гигиенических навыков. Ведь последние требуют постоянного подкрепления, чтобы стать устойчивыми.

Изменчивость темперамента в дошкольном возрасте разнообразна по своим формам и имеет специфические для данного возраста черты. В процессе изучения детей дошкольного возраста замечены следующие изменения темперамента: а) изменение отдельных свойств темперамента; б) усложнение структуры темперамента; в) изменение темперамента в целом.

Физиологической предпосылкой изменчивости темперамента у дошкольников является высокая пластичность нервной системы детей. Тип высшей нервной деятельности в этом возрасте продолжает формироваться, нервные процессы еще не укрепились, недостаточно выражена сила нервных процессов и, в особенности, активное корковое торможение. Это и определяет податливость типа нервной системы различными влияниями.

Характеристика детей дошкольного возраста по типу темперамента
В группе детского сада есть, как правило, дети разного темперамента – холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики. Что характерно для каждого типа темперамента детей?
Ребенок-сангвиник обладает сильной подвижной, уравновешенной нервной системой. Поведение сангвиника отличается живостью, жизнерадостностью. Это активные, общительные дети с живой мимикой, бодрым, постоянным настроением. В отличие от напористых холериков это дети покладистые. Их особенностью является легкая приспособляемость к новым условиям. Дети этого типа легко вступают в контакты с другими детьми, быстро находят товарищей в любой обстановке, причем могут и руководить, и подчиняться. Дети за короткое время осваиваются в яслях и в детском саду, они сразу чувствуют себя там, как дома. Они быстро засыпают и легко просыпаются, без особых сложностей переходят от подвижных игр к занятиям и наоборот.

Общительность детей – сангвиников располагает к ним взрослых, поэтому иногда за внешней формой поведения могут маскироваться не очень привлекательные черты характера.

Благодаря тому, что нервная система сангвиника отличается податливостью, пластичностью, он способен легко переключаться с одной деятельности на другую. Иногда это качество играет положительную роль, но иногда оно может обернуться и отрицательной стороной: ребенок за другой игрушки, имеет много товарищей, но ни одного друга, за все берется, но ничего не доводит до конца. Поэтому одной из основных задач воспитания ребенка – сангвиника является формирование у него устойчивости поведения, интересов, привязанностей.

В отношении ребенка – сангвиника важно всегда проявлять строгость, требовательность, контролировать его действия и поступки. Снисходительность к «мелким» нарушениям порядка ( не убрал игрушки, забыл повесить пальто) быстро разрушают привычки, для закрепления которых требуются время и немало усилий. Такие черты, как собранность, аккуратность, формируются у сангвиника с большим трудом по сравнению с детьми других типов.

Сангвиники быстро устает от однообразия. Как только деятельность теряет свою привлекательность, он стремится ее прекратить, переключается на другую. Чтобы дети не прекращали деятельность, не отвлекались, следует применять и одобряющие стимулы. Небрежно выполненную работу полезно предложить сделать заново. Не следует допускать частой смены деятельности – привычка за все браться и ничего не добиваться может стать свойством характера.

Ребенок возбудимого типа – холерик – имеет сильную, подвижную, но неуравновешенную нервную систему с преобладанием процесса возбуждения над торможением. У детей этого типа выразительная мимика, порывистые жесты, быстрая громкая речь, бурные реакции на любое неудобство, запрет. У детей-холериков часто меняется настроение. Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Очень бурно реагируют холерики на внешние раздражители, они несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Такие дети очень активны, что, прежде всего, заметно в сфере движений: они предпочитают подвижные игры, игры с элементами спорта, а нередко просто бегают по группе или игровой комнате. Навыки формируются у них долго и с трудом перестраиваются. Движения детей прерывисты. Дети-холерики испытывают трудности в переключении и концентрации внимания. Таких детей трудно дисциплинировать. В силу своей импульсивности они часто нарушают хорошо известные им правила поведения. На запреты взрослых выражают бурный протест, чувствительны к нарушению режима дня, сложившихся стереотипов, плохо засыпают и беспокойно спят, не могут сдерживать чувство голода, громко и настойчиво требуют пищу.

Дети-флегматики отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Эмоции проявляются неявно: негромко смеются и тихонько плачут. Для таких детей характерны высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо, длительно концентрироваться на выполнении задания, например, долго наблюдать за заинтересовавшим их объектом. Любую деятельность малыши выполняют медленно, им необходимо некоторое время, чтобы освоить, понять, что же от них требуют. Навыки и привычки формируются у таких ребят крайне медленно, но очень устойчивы. Они предпочитают играть одни в спокойные игры: режиссерские, настольно — печатные и избегают занятий, связанных с двигательными нагрузками. Дети-флегматики легко дисциплинируются в привычной обстановке, болезненно переживают ее нарушение, а также нарушение режима дня, устоявшихся стереотипов. В новых ситуациях поведение детей разбалансируется. Другие дети с трудом к ним приспосабливаются, и они сами плохо сходятся с другими детьми. Такие дети легко засыпают, много спят. Для них характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь.

Дети-меланхолики очень ранимы, долго помнят и переживают обиды, нередко подвержены страхам. Характеризуются повышенной чувствительностью. Увидев нахмуренное лицо взрослого, ребенок может заплакать, отказаться от выполнения деятельности. Зато такие дети способны сопереживать другому, чутко улавливать настроение, выраженное в произведениях искусства. Движения и мимика у таких детей обычно вялые. Нервная система их быстро истощается, особенно при нарушении режима дня, в новой обстановке быстро наступает переутомление, работоспособность снижается. Ребенок-меланхолик нуждается в длительном отдыхе для восстановления сил. К общению со сверстниками он не стремится, предпочитает одиночные игры.

Консультация для родителей декабрь 2018 » Особенности темперамента у детей дошкольного возраста

Консультация для родителей: «Безопасность дошкольников»

Консультация для родителей октябрь 2018 » «Так ли важно рисование в жизни ребенка?»

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду»

Консультация для родителей «Как выработать навыки безопасного поведения на улице»

Консультация для родителей «Как правильно учить стихи с детьми дома»

Консультация для родителей «Детское непослушание в 2–3 года»

 Скандал по всем правилам,или как справиться с детской истерикой

Консультация для родителей «Зимние забавы активный отдых в семье»

Консультация для родителей: «Новый год и дети»

Консультации для родителей «Положи твоё сердце у чтения»

Консультация для родителей «Развиваем руки»

Консультации для родителей «Кризис трех лет»

Консультация для родителей. Детская агрессия Что такое агрессия?
 Весна пришла

Консультация для родителей.«Духовно — Нравственное воспитание актуально в наше время»

консультация для родителей «Игрушки»

 

 

Консультация для родителей: «Развитие речи у ребенка 3-4 лет»

«Формирование самостоятельности у детей»

Консультация для родителей Влияние рисования на общее развитие ребёнка

Консультация для родителей:
«Шишкой, маком, колосочком я рисую на листочке!»
Такой способ рисования, как метод печатания различными предметами (пробочкой, поролоновым тампоном, обратной стороной карандаша, ладошкой), Широко знакомо многим родителям. Работа в этой технике доставляет детям множество положительных эмоций, дарит неожиданные открытия, раскрывает новые возможности использования знакомых бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов. Дети, увлечённые необычным способом рисования, самостоятельно находят и предлагают взрослым различные печатки (крышечки от фломастеров, всевозможные пробочки, мелкие детали от сломанных игрушек и т. п.).
В летнее время возможности дополнительного выбора даёт нам природа, изобилующая множеством разнообразных форм, пригодных к использованию в качестве готовых печатных штампов.
Коробочки мака представляют собой замечательную симметрично организованную форму, незаменимую при изображении мелких цветов, звёздочек, элементов декоративных украшений. Благодаря гладкой объёмной форме плода этот природный материал удобен в обращении — такую печатку ребёнку легко держать в руке. Удивительно, как похожа зрелая маковая головка на настоящую производственную печать (округлая коробочка – «ручка» с отстоящей от неё резной плоскостью — штампом) Печать шишками, мохом, колосками различных трав особенно эффективна при передаче мягкой пушистой поверхности изображаемого объекта. Выбор подходящего материала предпочтительнее оставить за ребёнком, дав ему возможность последовательно испытать предложенные формы на чёрном листе бумаги. Возникшие при этом ассоциативные образы удивят вас своей оригинальностью и непредсказуемостью.
Всем известно, несколько расширяет выразительные возможности детского рисунка способ печати листьями. Конечно, сложные многофигурные композиции детям дошкольного возраста ещё недоступны в большой трудоёмкости, неудобства переноса плоского раскрашенного листа на бумажную поверхность. Однако лист клёна, дуба, тополя, благодаря интересной форме краёв, витиеватому сетчатому рисунку прожилок, подходит к нашей работе. Особенно необычно, декоративно будут смотреться подобные оттиски на цветной бумаге, контрастной тону отпечатанного листа.
Тематические задания для детей старших возрастных групп должны предполагать свободный выбор имеющихся форм, вариативность их использовании. Для работ на тему «Летнее солнышко»,«Сказочный лес», «Фантастические птицы» необходимо заготовить листья различных пород деревьев, контрастные по фактуре и размеру. Предполагаемая нами коллективная работа на тему «Королева осень» подарит ни с чем не сравнимую радость коллективного творчества. Костюм королевы можно разделить на отдельные элементы: воротник, корону, воланы юбки, манжеты рукавов и т. д. Это позволит ребёнку ощутить свою нежность, незаменимость в общей работе, поможет рационально организовать участие детей в создании художественного образа. Несколько советов тем, кто впервые решил обратиться к технике печатания природными материалами:
— Для получения чёткого яркого оттиска необходимо использовать густые водорастворимые краски (гуашь, темперу, акрил);
— качество бумаги желательно проверить заранее — гуашь и темпера ложатся не на всякую поверхность:
— для удобства печати мелкими объёмными формами краску можно выложить в невысокие полые ёмкости (размером с крышку от банки);
— при печати листьями следует ограничить смачивание кисти водой густо набранная краска легче ложится на глянцевую поверхность, предупреждает скатывание краски в капельки.
Не бойтесь экспериментов — творите, фантазируйте, учась у мудрой природы, и тогда всё у вас обязательно получится

Консультация для родителей «Шишкой, маком, колосочком я рисую на листочке!»